Линки доступности

Эксперты: Украина сохранит объемы поставок российского газа в Европу


Российское трубоукладочное судно "Фортуна" в Мекленбургском заливе на строительстве газопровода "Северный поток-2" у острова Пель, Германия, 14 января 2021 г.
Российское трубоукладочное судно "Фортуна" в Мекленбургском заливе на строительстве газопровода "Северный поток-2" у острова Пель, Германия, 14 января 2021 г.

Председатель сенатского Комитета по международным отношениям Боб Менендес и ряд европейских парламентариев выступили в понедельник с заявлением по поводу соглашения между Вашингтоном и Германией о завершении строительства газопровода «Северный поток-2».

...Вероятные последствия завершения строительства и эксплуатации "Северного потока-2" заключаются в подрыве развития единого, свободного и открытого европейского рынка

В Германии считают, что российский трубопровод может в скором времени устареть, – такое заявление немецким СМИ сделал Дирк Месснер – глава германского Федерального ведомства по охране окружающей среды.

В заявлении, подписанном сенатором Бобом Менендесом и его коллегами в Великобритании, Ирландии, Латвии, Литве, Польше, Украине, Чехии и Эстонии, отмечается, что «завершение строительства трубопровода усилит влияние России на энергетический баланс Европы, поставит под угрозу национальную безопасность государств-членов ЕС и США».

«Завершение проекта "Северный поток-2” даст России еще один инструмент давления на Украину и шантажа... Вероятные последствия завершения строительства и эксплуатации "Северного потока-2" заключаются в подрыве развития единого, свободного и открытого европейского рынка за счет консолидации источников поставок в системе "Северный поток-2" и сдерживания инвестиций в альтернативные проекты», – говорится в заявлении.

В Германии считают, что «Северный поток-2» может в скором времени устареть
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:59 0:00

Старший научный сотрудник вашингтонского фонда «Джеймстаун» Маргарита Ассенова (Margarita Assenova, Jamestown Foundation) отмечает важность заявления, главным адресатом которого является Белый дом.

«Это было послание Белому дому о том, что Европа не состоит из одной Германии, что есть другие страны, у которых есть интересы, и важно относиться к ним как к равноправным европейским и трансатлантическим партнерам. Другая важная часть этого заявления заключается в том, что в фокусе заявления – безопасность Украины, в отличие от других заявлений, в которых говорится о зависимости от России, увеличивающей поставки российского газа в Европу. Безопасность Украины – это безопасность Европы», – отметила Ассенова в интервью Русской службе «Голоса Америки».

...Если Европейский Союз движется к использованию возобновляемых источников энергии гораздо более быстрыми темпами, чем предполагалось 20 лет назад, то это значит, что ему следует отказаться от использования ископаемых энергоресурсов, а именно – российского газа.

Бывший посол США в ЕС и Азербайджане, а ныне эксперт Атлантического совета Ричард Морнингстар (Richard Morningstar, Atlantic Council) констатирует: совместное заявление американского сенатора и его европейских коллег свидетельствует, что европейские парламентарии настроены серьезно относительно соглашения, достигнутого между Вашингтоном и Берлином по «Северному потоку-2».

«Проблема заключается в том, что необходимо обеспечить выполнение соглашения таким образом, чтобы защитить интересы всех сторон, включая Польшу, Украину, страны, упомянутые в письме. Важно, чтобы Соединенные Штаты выступили с инициативой проработать детали соглашения с Германией и донести до России, какие шаги будут предприняты, если она нарушит свое транзитное соглашение с Украиной, использует энергоресурсы в качестве оружия и любым другим способом», – подчеркивает Морнингстар.

Дирк Месснер заявил в интервью германскому агентству RND, что «Северный поток-2» может «быстро стать чем-то вроде динозавра среди энергетических проектов», поскольку Берлин хочет достичь нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2045 году.

«Если Европейский Союз движется к использованию возобновляемых источников энергии гораздо более быстрыми темпами, чем предполагалось 20 лет назад, то это значит, что ему следует отказаться от использования ископаемых энергоресурсов, а именно – российского газа. Его добыча в России является большим фактором глобального загрязнения. Если Запад не ограничит использование российского газа или не подтолкнет Россию к изменению ее политики и не усовершенствует защиту окружающей среды, то это будет иметь негативные последствия», – поясняет Маргарита Ассенова.

Сходного мнения придерживается и Ричард Морнингстар.

«Заявление главы Федерального ведомства по охране окружающей среды ФРГ – хороший аргумент, – констатирует он. – Сегодня мы находимся в иной ситуации, чем, скажем, десять лет назад, когда Россия отключила газ Украине. Уже сделано много позитивных шагов по снижению энергозависимости Центральной и Восточной Европы. Чем больше будут использоваться возобновляемые источники энергии, тем меньше будет зависимость от российского газа. Вместе с тем необходимо удостовериться в том, что Россия не будет использовать поставки газа в Европу как политическое оружие и как способ разделить Европу и США.

Американские эксперты отмечают и то обстоятельство, что Россия на протяжении многих лет демонстрирует, что не является надежным поставщиком энергоресурсов и что повышение цен на газ этим летом в три раза свидетельствует о том, что «Газпром» манипулирует европейским газовым рынком. По словам Маргариты Ассеновой, это негативно отразится и на самом «Газпроме». Более того, подчеркивает она, российский экспортер энергоресурсов потерпел очередное поражение в европейском суде.

«15 июля, в день, когда канцлер Меркель находилась в Вашингтоне с визитом, Суд Европейского Союза отклонил апелляцию Германии о разрешении полного использования трубопровода OPAL, соединяющего “Северный поток-1” с Европой по суше. Это значит, что трубопровод будет использоваться только на 50%», – поясняет Ассенова. – Решение суда автоматически распространяется на газопровод Eugal, который соединяет “Северный поток-2” с европейской системой. Этот (Eugal – А.Я.) трубопровод также будет работать только на 50%».

По словам эксперта, Россия сможет транспортировать только 18 млрд кубометров газа по одному трубопроводу, 27,5 млрд кубометров – по второму и около 20 млрд – по третьему.

По словам Ассеновой, «на практике это означает, что Украина сохранит 45 миллиардов кубометров транзита российского газа через свою территорию не только до 2024 года, но, скорее всего, и позже».

  • 16x9 Image

    Александр Яневский

    Журналист. Закончил Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. Работал на канале «1+1» и «5 Канале». На «Голосе Америки» с 2014 года. Был одним из двух корреспондентов «Голоса Америки», освещавших выборы президента России в 2018 из Москвы. Уделяет внимание теме американо-украинских и американо-российских отношений. Автор документального фильма "Стена между нами" о ситуации на южной границе США.

XS
SM
MD
LG