Линки доступности

Владимир Фесенко: «Главный результат для нас в том, что Украина выстояла»


Владимир Фесенко
Владимир Фесенко

Глава исследовательского центра «Пента» – об итогах двух лет войны

К второй годовщине широкомасштабной войны, развязанной Кремлем против Украины, США, Евросоюз и Великобритания ввели новые санкции, направленные на ослабление экономического потенциала России, её способности продолжать агрессивные действия и конкретных исполнителей воли президента Владимира Путина.

Ранее официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер по этому поводу заявил: «Мы всегда ищем дополнительные способы, чтобы перекрыть кислород российской военной машине, чтобы лишить российский военно-промышленный комплекс компонентов, необходимых для финансирования его деятельности, а также привлечь к ответственности тех, кто в этом участвует».

Миллер также подчеркнул необходимость оказания должной военной помощи Украине. Этот процесс приостановился из-за противоречий в Конгрессе США.

Напомним, что недавно американский Сенат принял пакет помощи в размере 95 миллиардов долларов для Украины, Израиля и Тайваня. Но пока неясно, будет ли этот законопроект одобрен Палатой представителей, контролируемой республиканцами.

Своё видение ситуации, сложившейся после двух кровопролитной войны, в интервью Русской службе «Голоса Америки» изложил глава Центра прикладных политических исследований «Пента», украинский политолог Владимир Фесенко.

Виктор Владимиров: После первого года войны общая картина выглядела совершенно иначе, не так ли? Как обстоят дела сейчас?

Владимир Фесенко: К первой годовщине войны ситуация была более благоприятной для Украины. ВСУ тогда почти полностью освободили Харьковскую область. Это породило надежды, что Украина способна достаточно быстро деоккупировать все захваченные территории. Пожалуй, главной социально-психологическая проблема второго года войны стало то, что в украинском обществе возник феномен завышенных ожиданий. А когда осенью прошлого года оказалось, что наступление ВСУ, к сожалению, не дало тех результатов, на которые многие рассчитывали, и война затягивается на неопределенный срок, настроения изменились. Более того, к концу 2023 года и в начале нынешнего политический кризис в США привел к проблемам с поставкой целого ряда боеприпасов, оружия и нехватке артиллерийских снарядов. Это дало преимущество российским войскам, которые перехватили стратегическую инициативу. Отсюда отступление из Авдеевки и так далее. Разумеется, это не способствовало позитивным настроениям в обществе. Год назад все ждали быстрого и победного окончания войны, а сейчас возникла ситуация неопределенности. Никто не может точно сказать, как долго продлится война и сколько жертв еще придется принести. Вдобавок к этому внутри страны произошло обострение различных политических противоречий. Хотя определяющий фактор сегодняшних негативных настроений, конечно же, осложнение обстановки на фронте.

В.В.: Но ведь еще, что называется, не вечер: армия сохранена, российские войска несут тяжелые потери и в живой силе, и в технике?

В.Ф.: Утверждать, что Россия побеждает в войне, нельзя. Украина уничтожила массу российской бронетехники, потопила более двадцати кораблей, включая подводную лодку, и фактически вынудила оставшуюся часть Черноморского флота уйти из Севастополя. Благодаря этому возобновилось действие зернового коридора. Вообще, в военном отношении, если говорить об итогах двух лет войны, главный результат для нас в том, что Украина выстояла. Да, увы, быстро одержать верх не удалось. Но скорее всего (по моему субъективному мнению) это было несколько неадекватное ожидание. Думали, что Россия гораздо слабее, чем она оказалась на самом деле. Бизнесмен Виктор Пинчук недавно в Мюнхене, открывая украинский ланч, очень точно сказал: «На первом году войны и Россия, и Запад, и мы сами недооценили Украину и украинцев. А вот на втором году войны все недооценили Россию». Выяснилось, что у неё сохранился достаточно большой потенциал для ведения войны. Более того, в силу слабости западных санкций и того, что Москве удалось наладить систему их обхода, Россия усилилась. А вот западный потенциал поддержки Украины из-за проблем политической конъюнктуры США и исчерпанности военных арсеналов в Европе ослаб. Сейчас принимаются решения, чтобы исправить положение.

В.В.: Каковы ваши прогнозы на исход военного противостояния?

В.Ф.: Украина стала наносить всё больше точечных ударов по территории Российской Федерации. Пока это существенно не влияет на ход войны. Но, думаю, постепенно, если удары будут усиливаться, это приведет к изменению настроений российского общества в пользу окончания войны. Без осознания того, что война пришла на территорию России, Кремль может и не пойти на мирные переговоры. Вижу, как некоторые комментаторы чересчур эмоционально реагируют на изменения на фронте и делают поспешные выводы. Однако то, что у России сейчас преимущество, и она его использует, не приводит к заметному продвижению её армии вперед. Это говорит о том, что исход войны далеко не решен. Возможно, он не будет решен и на третьем году войны. Никто сейчас не может дать точный прогноз насчет её окончания. Но у украинцев нет иного выхода, кроме как выстоять в этой войне. Для этого, повторюсь, требуется более эффективная и последовательная поддержка наших западных партнеров.

В.В.: Ослабление поддержки Запада особенно заметно на фоне усиления поставок вооружений России, включая и дальнобойные баллистические ракеты, Северной Кореей и Ираном. Может это подтолкнуть Запад к более решительным действиям?

В.Ф.: Подталкивать к этому должны разные факторы. На конференции в Мюнхене многие западные лидеры сделали совершенно правильный вывод из трагической новости о смерти Алексея Навального в плане того, как Запад должен ответить на это: усилить поддержку Украины. России сегодня напрямую дают оружие всего две страны – КНДР и Иран. Но они дают его много, и оно достаточно эффективное. Миллион артиллерийских снарядов только от Северной Кореи – это серьезно. (Евросоюз не смог поставить боеприпасы в таком же количестве, хотя обещал – В.В.). А поставки Ираном дальнобойных (до 700 километров – В.В.) ракет России должны стать хорошим аргументом для лидеров стран Запада, прежде всего Германии и США, чтобы снять табу на поставки такого типа ракет Украине. Если Россия может использовать против Украины подобные ракеты, почему Украина не может их использовать против агрессора? Отчасти ответственность за затягивание войны лежит в том числе и на некоторых западных лидерах, и на администрации Байдена, которая крайне дозированно и не всегда эффективно осуществляла поддержку Украины. Дело в том, что сегодня надо поставлять оружие и боеприпасы, которые могут обеспечить перелом в ходе боевых действий. Речь идет прежде всего о современном оружии, а не об устаревшем, находящемся на грани списания. Нужны образцы вооружений, превосходящие по своим тактико-техническим характеристикам российские аналоги.

Форум

XS
SM
MD
LG