Линки доступности

Американская киноакадемия пригласила в свои ряды двух российских кинематографистов


Александр Роднянский и Виктор Косаковский.
Александр Роднянский и Виктор Косаковский.

Виктор Косаковский и Александр Роднянский станут членами AMPAS

Режиссер-документалист Виктор Косаковский и продюсер Александр Роднянский приглашены стать членами Американской Академии киноискусства (AMPAS), ежегодно присуждающей премии «Оскар». Они вошли в список из 683 кинематографистов разных профессий, которых академия готова принять в свои ряды.

«Шире раскрыть двери»

После скандала накануне последней оскаровской церемонии, когда академию обвинили в намеренном игнорировании афроамериканских актеров, президент AMPAS Шерил Бун Айзекс публично пообещала провести широкую диверсификацию ее рядов, в том числе в гендерном и расовом отношении. Беспрецедентная массовая рассылка приглашений стала фактической реализацией этого обещания и реакцией на медийную кампанию протеста «Оскары слишком белые» (#OscarsSoWhite).

Как сообщает сайт AMPAS, среди новых приглашенных 46 проц. женщин и 41 проц. афроамериканцев. Если все приглашения будут приняты, число женщин в рядах академиков вырастет с 25 проц. до 27 проц, а афроамериканцев – с 8 проц. до 11 проц.

Состав этой группы новых членов, как заявила Айзекс, «отражает нашу долговременную приверженность великолепным талантам, работающим сегодня в киноиндустрии. Мы призываем наше творческое сообщество шире раскрыть двери и создавать новые возможности всем, кто заинтересованно трудится в нашей увлекательной индустрии, имеющей славную историю».

Как отмечает американская кинопресса, список впечатляет разнообразием и по возрастам, и по национальной принадлежности. В нем фигурируют 283 кинематографиста из 59 стран в возрасте от 24 до 91 года, 28 обладателей премии «Оскар», 98 номинантов этой премии и четверо обладателей оскаровских премий за научно-технические достижения. Среди актеров такие известные звезды как Кейт Бекинсейл, Эва Мендес, Марк Райленс, Идрис Элба, Эндрю Гарфилд, Эмма Уотсон. Среди режиссеров такие мировые авторитеты как Кен Лоуч, Ксавье Долан, Аббас Кьяростами, Кристиан Мунджиу, Маргарете фон Тротта.

В прошлом году были разосланы 322 приглашения, так что в этом году их количество фактически удвоилось. Айзекс считает, что увеличение числа представителей меньшинств и женщин в составе академии в два раза к 2020 году реально достижимо.

«Неожиданное и почетное приглашение»

В числе иностранцев, приглашенных вступить в AMPAS, – двое представителей российской киноиндустрии. Это продюсер Александр Роднянский и режиссер-документалист Виктор Косаковский.

«Я очень рад, что приглашен в члены академии, – сказал Александр Роднянский в телефонном интервью «Голосу Америки». – Чего лукавить, это наиболее влиятельная киноорганизация в мире, объединяющая наиболее уважаемых профессионалов киносообщества. Для меня эта новость неожиданна и очень приятна. Ведь академия принимает решения, кого именно приглашать по рекомендации гильдий, составляющих ее. В моем случае, гильдии продюсеров. Это вдвойне почетно».

54-летний Александр Роднянский, уроженец Киева, – один из ведущих кинопродюсеров России и Украины, медиа-менеджер, режиссер, неоднократный лауреат премий «Ника», «Золотой Орел» и «ТЭФИ». Его фильмы как продюсера трижды номинировались на премию «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм» – «1001 рецепт влюбленного кулинара» (1996 год), «Восток-Запад» (2000 год), "Левиафан" (2015). Картина «Сталинград» (2013) стала самым коммерчески успешным российским фильмом в мире.

Роднянский считает наиболее значимым своим продюсерским проектом, решающим для его приглашения в ряды академиков, картину режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан».

«Эта картина вызвала огромную дискуссию в России, поляризовав общественное мнение, – сказал «Голосу Америки» Роднянский. – Она получила номинацию на «Оскара», премию «Золотой Глобус», вызвала большой резонанс и в зарубежном прокате».

54-летний Виктор Косаковский родился в Ленинграде. Один из ведущих режиссеров документального кино в России, лауреат национальных премий «Ника» и «Триумф», множества самых престижных наград мировых кинофестивалей за фильмы «Лосев», «Беловы», «Среда 19.07.61», «Павел и Ляля», «Я любил тебя», «Да здравствуют антиподы!» и другие.

Корреспондент «Голоса Америки» после нескольких безуспешных попыток дозвонился до Виктора Косаковского. «Я на съемках, – сказал он приглушенным голосом, – камера работает, очень прошу меня простить, я не могу говорить».

Как пояснила российская журналистка, хорошо осведомленная в делах режиссера, в данный момент «он дрейфует на льдине». На сайте компании Aconite Productions, участвующей в производстве нового фильма Косаковского Aquarela, сообщается, что он посвящен «магическому элементу природы – воде, а режиссер в данный момент находится со съемочной группой на отколовшемся от полярного массива огромном айсберге, медленно движущемся в открытое море».

«Мне очень лестно оказаться в компании Виктора Косаковского, – сказал Роднянский. – Он замечательный мастер, живой классик неигрового кино, начиная уже с первого его фильма «Лосев». Ретроспективы его картин показывают крупнейшие смотры документального кино в мире. Мне посчастливилось работать с ним над фильмом «Да здравствуют антиподы!», который несколько лет назад открывал Венецианский кинофестиваль. Полагаю, пригласив Виктора, документальная секция академии существенно укрепила свой авторитет».

«Есть немало достойных людей»

«Американская киноакадемия давно нуждается в притоке свежих кадров, – сказал «Голосу Америки» известный российский кинокритик, бывший президент ФИПРЕССИ (Международная ассоциация кинокритиков) Андрей Плахов. – Косаковский – одна из самых ярких звезд документальной режиссуры, и даже шире: он давно вышел за пределы документального "гетто". Недавно его имя даже мелькнуло в игровом фильме "Большой всплеск" (A Bigger Splash): там говорится, что любовник героини Тильды Суинтон работает оператором у Косаковского... Роднянский известен не только как продюсер номинированного "Левиафана", но и как участник нескольких американских проектов. Конечно, им место в Киноакадемии».

«В российской киноиндустрии есть еще немало людей, достойных пополнить ряды академии, – считает Андрей Плахов. – Далеко ходить не надо: тот же Андрей Звягинцев, но также Сокуров, Лунгин, Попогребский, Манский, Лозница (хоть он и не в России, но снимает русскоязычное кино), Алексей Герман-младший, Валерий Тодоровский, Сергей Дворцевой. За каждым стоят международные награды и серьезная профессиональная репутация».

XS
SM
MD
LG