Линки доступности

Йованка Броз – вдова Тито скончалась в Белграде


Йованка Броз. Архивное фото.
Йованка Броз. Архивное фото.

Бывшая первая леди Югославии провела последние три десятка лет почти в полной изоляции от общества

В воскресенье в белградской больнице скончалась Йованка Броз – женщина, которая в течение тридцати лет была первой леди Югославии, но позднее осталась без гражданства и была практически забыта, после того как война привела к распаду социалистической федерации, созданной ее мужем.

Сербский государственный телеканал RTS сообщил, что она умерла от остановки сердца.

88-летняя Броз пребывала в изоляции после смерти югославского лидера Иосипа Броз Тито в 1980 году. В течение многих лет она жила на неремонтируемой государственной вилле в сербской столице без паспорта или удостоверения личности.

Родившись на территории Хорватии, в годы Второй мировой войны Броз была медсестрой в партизанском отряде Тито, затем его личным секретарем, а в 1952 году стала его третьей женой.

Тито был старше ее на 32 года и возглавлял федерацию с населением в 22 миллиона человек, которая в годы «холодной войны» балансировала между Востоком и Западом.

В отличие от невзрачных и степенных коммунистических лидеров советского блока Тито и его жена наслаждались показной роскошью и гламуром.

Тито умер за три дня до своего 88-летия. На его похороны собрались главы государств и официальные лица из стран, представлявших оба лагеря «холодной войны», включая британского премьера Маргарет Тэтчер и стареющего советского лидера Леонида Брежнева.

Жизнь в изоляции

В конце 1970-х супруга Тито исчезла из поля зрения общественности, когда партийная элита стала подозревать, что она оказывает влияние на стареющего главу государства.

Вскоре после похорон Тито, власти конфисковали всю собственность и личные вещи супружеской четы и фактически поместили Тито под домашний арест в разваливающейся государственной вилле в белградском районе Дединье.

С уходом Тито и окончанием «холодной войны» его вдова стала свидетелем националистических трений, которые привели к распаду Югославии в 1990-х. Ей довелось наблюдать, как в результате десятилетней войны и этнических чисток, жертвами которых стали более 125 тысяч человек, на территории Югославии появились семь новых государств.

Националисты стали принижать репутацию Тито и отказываться от его наследия, развенчивая его культ личности в попытке дискредитировать лозунги о «братстве и единстве», которые составляли основу Югославии.

Все это время вдова Тито находилась вне поля зрения общественности. Она жила на государственную пенсию, на вилле, которая постепенно приходила в упадок.

В 2000 году после падения националистического лидера Слободана Милошевича к власти в Сербии пришли демократы. В 2006 году в ответ на публичное обращение сестры Броз, власти решили починить протекавшую крышу на вилле и подключить дом к системе отопления.

«Помню, что однажды на улице было минус 11, а в доме не было отопления. Это было невыносимо. Йованка надела на себя всю свою зимнюю одежду», – рассказал в недавнем интервью сербской газете «Политика» министр торговли Сербии Расим Ляич, побывавший у Броз зимой 2005 года.

В 2009 году Броз, наконец, выдали сербский паспорт, и хотя она редко выступала публично, ее можно было видеть у мавзолея Тито раз в год, 4 мая, в годовщину его смерти.

В одном из своих последних интервью Броз рассказала сербской газете Blic, что не винит Тито за отчуждение от нее в конце его правления. «Тито любил меня до самой смерти», – сказала она.

Blic сообщила, что Броз попросила, чтобы ее похоронили рядом с Тито.
XS
SM
MD
LG