Линки доступности

Вторая жизнь шедевра Эдуарда Мане в Нью-Йорке


Картина Эдуарда Мане «Женщина в полосатом платье» до и после реставрации
Картина Эдуарда Мане «Женщина в полосатом платье» до и после реставрации

Музей Гуггенхайма выставил картину «Женщина в полосатом платье» после трех лет уникальной реставрации

НЬЮ-ЙОРК – Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке провел редкую акцию, открыв в одном из залов своего рода выставку одной картины.

По выражению критика The Art Newspaper Виктории Стэпли-Браун, знаменитая картина Эдуарда Мане «Женщина в полосатом платье» после длительной реставрации, снявшей толстый слой потускневшего лака, «запела».

Как пояснили корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» эксперты музея, «запели» открывшиеся глазу зрителя оригинальные мазки, сделанные кистью великого мастера французской живописи 19-го века. И что особенно заметно, в колористическую гамму пышного платья модели добавился насыщенный, глубокий синий цвет.

Проект реставрации возглавляла Лена Стрингари (Lena Stringari), заместитель директора и главный хранитель музея Гуггенхайма. В ее команду входили Вивиен Грин, Джули Бартен, Джиллиан Макмиллан, Джеффри Варда, Трейси Башкофф и другие кураторы, хранители и эксперты музея.

Лена Стрингари, Джиллиан Макмиллан и Трейси Башкофф у картины «Женщина в полосатом платье»
Лена Стрингари, Джиллиан Макмиллан и Трейси Башкофф у картины «Женщина в полосатом платье»

«Много лет вызревала идея реставрации этого портрета, – сказала «Голосу Америки» Лена Стрингари. – Очень хотелось увидеть, что же скрыто от глаз под толстым загустившимся слоем лака. Три года назад мы получили целевой грант от Bank of America и начали работу».

В реставрации участвовали более 25 специалистов, в том числе ученых, историков искусства и моды. Картину исследовали в специализированных лабораториях, подвергнув интенсивному научному анализу, включая рентгеноскопию, инфракрасную и рамановскую спектроскопию. Были привлечены к работе специалисты-реставраторы из музея Метрополитен. Сканирование холста позволило получить комплексные данные о состоянии пигментации, о том, какие именно краски использовались художником.

«Отныне можно с уверенностью утверждать, что мы видим эту замечательную и несколько загадочную картину такой же, какой ее видели художник и его современники, – отметила далее Стрингари. – Два слоя старого, выцветшего лака, нанесенного в разные годы после смерти Мане, и добавления, сделанные неизвестной рукой, долгое время скрывали истинную палитру мастера».

Художник и его модель

Портрет неизвестной женщины был создан Эдуардом Мане в поздний период его творчества, в 1877-1880 годах. Картина была обнаружена в парижской студии мастера после его смерти в 1883 году в числе ста его полотен. Позднее, в разные годы, ее обрезали по обоим краям и сверху, что подтверждает сравнение ее с фотографией, сделанной сразу же после смерти Мане в его студии.

«К сожалению, мы знаем крайне мало о женщине, послужившей моделью для этого портрета, – сказала Лена Стрингари. – Скорее всего, это одна из натурщиц, которые приходили позировать к Мане, возможно, куртизанка, дама полусвета. Какие-то версии о ее персоне прежде высказывались, но ни одна из них не подтверждается документально. Мы сравнили портрет с другими женскими портретами Мане этого периода его творчества. Он предпочитал именно такой тип женской красоты и любил рисовать фронтальные, в полный рост, портреты в традиции Ван Дейка и Веласкеса».

Картину ее прежние владельцы обрезали, полагая, что это повысит ее рыночную стоимость. И одновременно тем самым подбросили дополнительные загадки. В левой руке молодая дама держит веер, тут сомнений нет, а вот неясности в правой части картины породили загадку. Очевидно, что модель опирается правой рукой на туалетный столик в стиле Людовика XV. А вот что именно лежит на столике? Снятая дамой шляпка, пышно украшенная по моде того времени цветами? А, может, это корзинка с цветами, над которой висит зеркало?

Особую сложность для реставрации представляло то, что пришлось иметь дело не только с потемневшим лаком, но и с добавленной анонимом подписью и дописанным фоном картины.

Как подчернула Джиллиан Макмиллан (Gillian McMillan), кропотливо очищавшая картину от поздних наслоений, «оригинальные чистые краски, использованные художником, были искажены или утоплены под густым слоем лака». По ее словам, этот тип лака был изначально малопригоден для живописи и в прежние годы использовался преимущественно для покрытия музыкальных инструментов и предметов мебели.

Известно, что много лет картина фигурировала в искусствоведческих трудах, статьях и каталогах под названием «Женщина в вечернем платье». Почему же название было изменено?

«Наши искусствоведы вместе с экспертами по европейской женской моде 19-го века пришли к выводу, что это, скорее, платье для дневного времяпрепровождения, – объяснила Джиллиан Макмиллан. – Поэтому было решено назвать картину иначе – «Женщина в полосатом платье».

Загадка незавершенности

Стрингари и ее коллеги, изучив данные научных тестов, пришли к выводу, что никакого предварительного наброска на холсте художник не делал и композиция картины в ходе его работы над ней не менялась. Эдуард Мане продемонстрировал, по их словам, «исключительно продуманное и уверенное исполнение».

«Фон у портрета очень приблизителен, он набросан широкими, довольно условными мазками, как и лицо модели, – отметила Джиллиан Макмиллан. – Мы не знаем, задумывал ли эту приблизительность автор, часто работавший в манере столь близких ему импрессионистов, или эту работу следует формально считать незавершенной».

«Каждый день Джиллиан счищала лак и поздние добавления с полотна, участок за участком, – сказала Лена Стрингари, – и мы с замиранием сердца наблюдали за постепенными изменениями цветовой граммы, вернее, за возвращением аутентичной палитры, использованной Мане. Всегда считалось, что художник использовал здесь зеленовато-бурые оттенки, что-то вроде цвета старой рыбацкой сети. Но по завершении рестраврации нам открылась изумительная гамма насыщенно-синего, черного и серого цветов, которая придает платью женщины столь притягательный и эффектный вид».

Будущие маршруты

Как рассказали сотрудники музея, завершение реставрации этой картины приурочено к включению ее в выставку «От Ван Гога к Пикассо: Наследие Тангейзера», которая с сентября этого года по март будущего будет демонстрироваться в музее Гуггенхайма в Бильбао (Испания). Затем, с мая по сентябрь 2019 года, планируется ее показ во французском городе Экс-ан-Прованс.

Речь идет о показе европейской живописи конца 19-го – начала 20-го веков из коллекции крупнейшего европейского арт-дилера и коллекционера Жюстина Тангейзера (Justin K.Thannhauser), которую он завещал музею Гуггенхайма. Тангейзер жил и работал в Германии, Франции и Швейцарии, а когда началась Вторая мировая война, эмигрировал в США.

Его коллекция стала составной частью музея Гуггенхайма в 1965 году. После смерти Тангейзера его вдова передала музею еще несколько картин. И сегодня именную коллекцию можно увидеть в специальном крыле здания музея, носящем имя Тангейзера. В коллекцию входят работы таких мастеров, как Поль Сезанн, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Пабло Пикассо и Винсент Ван Гог. В рамках подготовки этой выставки были отреставрированы несколько картин, включая и «Женщину в полосатом платье».

XS
SM
MD
LG