Линки доступности

Конфликт в Донбассе и письма президентов


Президенты России Владимир Путин, Казахстана Нурсултан Назарбаев и Украины Петр Порошенко. Минск. 26 августа 2014 г.
Президенты России Владимир Путин, Казахстана Нурсултан Назарбаев и Украины Петр Порошенко. Минск. 26 августа 2014 г.

Петр Порошенко написал письмо Владимиру Путину и призвал выполнить минские соглашения

КИЕВ – Украина требует от российской стороны прекратить огонь в Донецкой и Луганской областях, вернуться к выполнению Минских договоренностей, освободить Надежду Савченко и всех заложников. Об этом говорится в одном из «основных элементов» письма со стороны президента Петра Порошенко в адрес президента России Владимира Путина.

О появлении этого письма президент Петр Порошенко сообщил в интервью польскому телеканалу TVN-24, отмечается 28 января на интернет-сайте лидера Украины.

«Позавчера я направил письмо президенту Путину, одним из основных элементов которого было требование не только прекращения огня и выполнения минских договоренностей, но и освобождение Надежды Савченко и всех заложников», – сообщил глава Украины.

Петр Порошенко, пишет пресс-служба президента Украины, «напомнил, что Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) также требует освобождения Надежды Савченко, поскольку она стала делегатом Ассамблеи».

«Мы должны создать условия, чтобы заставить Россию участвовать в переговорах и выполнять обязательства, которые она уже на себя взяла», – подчеркнул Порошенко.

Другие подробности и оригинальный текст письма в сообщении пресс-службы президента Украины Петра Порошенко к моменту написания этой статьи официально не сообщались.

Напомним, что с 15 на 16 января, как сообщает пресс-служба президента России, Владимир Путин направил в адрес лидера Украины письмо – «письменное предложение отвести тяжелое вооружение – артиллерию и системы залпового огня – на такое расстояние, с которого невозможно было бы наносить поражение населенным пунктам».

По версии президента России, которую он озвучил во время заседания Совета Безопасности России 23 января, «мы не только не получили никакого внятного ответа на наше предложение, но и увидели обратные действия»,– цитирует пресс-служба Кремля слова Владимира Путина.

Все средства против агрессии

По мнению директора Международного института демократий Сергея Тарана, к переписке между лидерами стран, находящихся в состоянии вооруженного конфликта, не следует «питать иллюзии».

«Необходимо учитывать, что в отношении Украины, – говорит Сергей Таран Русской службе «Голоса Америки», – как к стране, у которой есть надежные западные партнеры, существует стойкое предубеждение, что переговоры нужно вести даже, когда приходится садиться за стол переговоров с агрессором. Поскольку плохой мир лучше, чем хорошая война, а украинская сторона должна учитывать мнение западных партнеров, Украине приходится прикладывать усилия и тогда, когда речь идет о переписке с лидером страны-агрессора».

Сергей Таран считает, что письменный ответ Петра Порошенко Владимиру Путину символизирует «готовность Украины» к дипломатическому урегулированию конфликта.

«Мы видим, что Украина готова прикладывать все усилия для деэскалации конфликта. Хотя, конечно, остановить Путина можно совершенно другим путем – эффективной армией, модернизацией страны, реформами экономики, которые способны наполнить бюджет, настоящими демократическими изменениями в стране», – подчеркивает Сергей Таран.

О безопасности Европы и роли ООН

Исполнительный директор Центра социальных исследований «София» Владимир Лупаций считает, что деэскалация вооруженного конфликта в Восточной Украине может произойти при помощи «нестандартных решений».

«Оставаться в двухстороннем формате решения проблемы Донбасса сегодня также проблематично, как и находиться в условиях эскалации конфликта, но при этом желать конструктивных решений. Мы видим, что ситуация вышла за пределы не только двухсторонних отношений, но и границ региональной безопасности. Европа, Украина и Россия остаются заложниками старых представлений, вертикально интегрированной системы безопасности», – говорит Владимир Лупаций Русской службе «Голоса Америки».

Следующий раунд переговоров Трехсторонней контактной группы Владимир Лупаций хотел бы называть «Минском-2» и продолжает о том, почему для деэскалации конфликта в Донбассе необходимо привлекать представителей Организации Объединенных Наций.

«Я думаю, что “Минск-2” – это будет Минский формат плюс представители ООН. Ничего страшного не произойдет, если в вопросах региональной и европейской безопасности важную роль будут играть структуры ООН. Деэскалации конфликта в Донбассе нужно дать новый импульс, привлечь к диалогу нейтральную структуру, которая изначально рассматривается в качестве главного участника поддержания безопасности на планете», – говорит Владимир Лупаций.

Лупаций считает, что в настоящий момент стороны-участники конфликта используют дипломатический подход и попытки вернуться за стол переговоров, применяя устаревшие представления о том, что вооруженное противостояние на востоке Украины – исключительно локальный конфликт между двумя сторонами.

«С учетом новых тенденций по вопросам безопасности, существует мнение, что локальные конфликты вдали от Европейского Союза или не его границах следует рассматривать с позиций глобальной безопасности. Проблема безопасности в Европе экстерриториальна потому, что любые проблемы, возникающие за пределами границ ЕС, или за пределами европейского региона, очень существенно могут повлиять на безопасность Европы», – говорит Владимир Лупаций.

Он подчеркивает, что «механическим путем» усадить за стол переговоров в «Минском формате» будет очень непросто, поэтому следует расширить список участников переговоров.

В тоже время, эксперт считает, что письмо Петра Порошенко в адрес российского коллеги – это гуманитарная акция, апелляция на личном уровне. А тот факт, что в нем, наряду с проблемами региона, отмечается необходимость освобождения Надежды Савченко и военнопленных, является «индикатором гуманности отношений» в данном конфликте.

Демократия и вооруженный конфликт

«Я думаю, что Петр Порошенко хотел обозначить свою личную обеспокоенность и готовность идти на нетрадиционные шаги, выраженные в обращении к лидеру страны, которую вчера в парламенте признали агрессором», – говорит Владимир Лупаций.

Вместе с тем, некоторые эксперты отмечают влияние ситуации в Донбассе на развитие гуманитарных ценностей демократии и гражданских свобод внутри страны.

Исполнительный директор общественной организации «Телекритика» Диана Дуцик считает, что военные действия на востоке Украины сильно повлияли на функционирование независимых средств массовой информации и существование свободы слова внутри страны.

Она указывает на тот факт, что в последнем опубликованном докладе о развитии и рейтинге гражданских свобод в мире, международная правозащитная организация Freedom House отнесла Украину к категории «частично свободных стран». При этом Россия признана «несвободной».

«Несмотря на то, что Украина опередила Россию по уровню демократии и политических свобод в рейтинге Freedom House, у нас остаются проблемы, которые не разрешают перейти в категорию полностью свободных стран. Самая большая проблема – это война. Она накладывает свой отпечаток и на функционирование государства как такового, и на общество в целом, и соответственно – на работу СМИ. Например, существуют определенные ограничения, связанные с государственной тайной, с тем, как освещать боевые действия», – подчеркивает Диана Дуцик в комментарии Русской службе «Голоса Америки».

Дуцик говорит о том, что журналисты на территории аннексированного Крыма находятся под «ужасным давлением», а действия сепаратистов на востоке Украины несут угрозу жизни работникам СМИ: «Улучшение ситуации с уровнем свобод в Украине возможно только после окончательного завершения военного конфликта на востоке».

В плену побывали 80 журналистов

Директор Института массовой информации Оксана Романюк говорит о том, что доверие к украинской прессе в 2014 году снижалось не только из-за влияния российской пропаганды, но и благодаря непродуманной, недальновидной политике новой власти.

«Похоже на то, что у власти нет понимания того, что такое информационная политика, свобода слова, почему важно оперативно информировать общество в условиях информационной войны. Нужно понимать, что российскую пропаганду украинской пропагандой не победить. Доверие к средствам массовой информации можно вернуть, используя методы своевременного информирования, достоверностью информации», – говорит Оксана Романюк Русской службе «Голоса Америки».

Вооруженный конфликт на востоке Украины, по словам Оксаны Романюк, в 2014 году принес в украинское журналистское сообщество новые тенденции и угрозы. Например, в плену у сепаратистов в прошлом году побывали восемьдесят журналистов.

И хотя с падением власти Януковича, считает Оксана Романюк, из Украины «ушли» основные заказчики цензуры, проблемы с развитием свободы слова, о чем говорится в докладе Freedom House, остались: «Нельзя сказать, что в Украине осталась какая-то “вертикаль цензуры”. Мы говорим о зависимости позиции журналистов от мнения медиасобственников. Это прямо связано с тем, что в Украине не функционирует или слабо развит медиарынок. С другой стороны, Украина – это “горячая точка” на теле Европы: в прошлом году в стране во время выполнения профессиональных задач погибло семь журналистов».

XS
SM
MD
LG