Линки доступности

Нафтогаз Украины: «Северный поток – 2» постепенно убьет конкуренцию на европейском газовом рынке


В «Нафтогазе» говорят, что газовый контракт с Россией в 2009 году не имел ничего общего с европейскими правилами

КИЕВ – Реализация «Северного потока – 2» нарушает европейское законодательство и приведет к необратимым последствиям, и постепенно убьет конкуренцию на европейском газовом рынке под действием газового шантажа «Газпрома».

Об этом сообщается 13 июня на официальной странице НАК «Нафтогаз Украины» в Фейсбуке по итогам конференции «Русско-украинский газовый спор – последствия для Западной Европы».

«Мы говорим, что правила – есть правила. Именно поэтому украинцы начали Революцию достоинства. Мы смотрели на Европу как на регион, где люди действительно серьезно относятся к ценностям. Речь идет не о деньгах, а о верховенстве права, справедливости, достоинстве. Именно на этом основывалась наша позиция в арбитраже, и именно поэтому мы победили. Теперь мы говорим: реализация проекта «Северный поток – 2» нарушает европейское законодательство и приведет к необратимым последствиям и постепенно убьет конкуренцию на европейском газовом рынке под действием газового шантажа "Газпрома"», – подчеркивается в сообщении «Нафтогаза Украины».

Представители украинского газового монополиста отмечают, что «к сожалению, сейчас приобретает популярность политика умиротворения агрессора».

«Поэтому Европа не очень настаивает на соблюдении ее собственных правил «Газпромом». И не только в Украине, но и в Европе. Если бы эти правила выполнялись, мы не имели бы сейчас проблем с «Северным потоком – 2", – подчеркивается в сообщении.

Директор по развитию бизнеса НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко вспоминает о том, что «Германия давила на нас, чтобы мы подписали соглашение 2009 года».

«Они не хотели лезть в детали. Их устраивало, что россияне сказали, что этот контракт соответствовал европейским правилам. А потом оказалось, что он не имел ничего общего с европейскими правилами, разве, что это было российское понимание этих правил. Это была настоящая неоколониальная политика», – подчеркивается на странице «Нафтогаза» в Фейсбуке.

Юрий Витренко сообщил 14 июня, отмечает ТАСС, что Украина не пытается сохранить транзит российского газа через свою территорию.

«Да, эта сумма [доходов Украины от транзита] большая для нас, но мы не пытаемся упросить оставить Украине доходы от транзита. Мы говорим, что есть правила, и их нужно сейчас применять к транзиту по территории Украины», – сказал он.

Позиция США по «Северному потоку – 2»

Напомним, что проект газопровода «Северный поток–2» вызывает беспокойство у разведки и военного руководства США, поскольку он позволит Москве внедрить новые технологии прослушивания и слежения в Балтийском море. Об этом 17 мая 2018 заявила заместитель помощника госсекретаря по энергетической политике Сандра Удкерк (Sandra Oudkirk), выступая в Берлине.

При этом она добавила, что в своих попытках остановить проект Вашингтон намерен полагаться в первую очередь на дипломатические меры, сообщает Reuters.

«Северный поток – 2» – новый экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока – 2» – 55 млрд. куб. м газа в год. Суммарная проектная мощность «Северного потока» и «Северного потока – 2» составляет 110 млрд. куб. м газа в год. По данным «Газпрома», «Северный поток – 2» будет введен в эксплуатацию до конца 2019 года.

Европейцы поддерживают украинскую критику «Северного потока – 2»

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что в «Нафтогазе» озвучили стандартные заявления, которые используют чиновники, в том числе, и на международном уровне.

«К сожалению, эта аргументация не приводит к остановке «Северного потока – 2», а новых аргументов объективно, наверное, нет. Новое, что мы узнали, это что, якобы в 2009 году руководство ФРГ давило на Украину и на «Нафтогаз» с целью подписания этого соглашения с «Газпромом» по поставкам газа в Украину. Но может ли этот момент повлиять на строительство «Северного потока – 2»? Думаю, что нет», – говорит Дмитрий Марунич корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он отмечает, что в европейском истеблишменте на уровне дискуссий и заявлений, как правило, звучит поддержка украинской позиции по вопросам строительства «Северного потока – 2».

Нафтогаз Украины: «Северный поток – 2» постепенно убьет конкуренцию на европейском газовом рынке

«В Еврокомиссии, представители европейской дипломатии как бы за Украину, в публичных дискуссиях, включая и представителей немецкого правительства. Посол Швеции в Украине заявил на днях, что его страна «во многом» разделяет критику по поводу «Северного потока – 2». Но когда дело доходит до транзита газа по этому трубопроводу, то говорят, что это коммерческий проект», – отмечает Дмитрий Марунич.

Эксперт считает, что по-видимому, этот проект все-таки будет завершен, и при этом нельзя исключать, что Украина может потерять, «как потребитель».

«В случае минимальных объемов транзита российского газа с востока на запад по украинскому газопроводу, нужно готовиться к тому, чтобы украинский потребитель не платил огромный тариф за газ, что повлияет на конечную цену и конкретную способность продукции украинских базовых отраслей, ориентированных на экспорт», – отмечает Дмитрий Марунич.

Он говорит, что не слышал о каком-либо украинском плане, разработанном в профильных структурах, в случае запуска российского «Северного потока – 2».

«Возможно использование европейцами подземных газовых хранилищ на Западной Украине? Но пока мы не видим к ним интерес со стороны западных компаний. Кто-то должен над этим работать», – утверждает Дмитрий Марунич.

Украина научилась диверсифицировать энергоресурсы

Директор Центра внешнеполитических исследований «OPAD» имени Александра Никонорова Сергей Пархоменко считает, что с некоторых пор интересы Украины в газовой сфере не совпадают с интересами Европейского Союза.

Нельзя сказать, что этот проект изменит критически ситуацию в Европе, но что он усилит зависимость Европы от России – это правда»,

«Может быть, в «Нафтогазе» сказали несколько эмоционально, но – российский газ убивает конкуренцию в Европе, и это на сто процентов верно. И, конечно, «Северный поток – 2» не будет способствовать диверсификации и “соскакиванию” с российской «газовой иглы», на которой в последнее время сидит Евросоюз. Нельзя сказать, что этот проект изменит критически ситуацию в Европе, но что он усилит зависимость Европы от России – это правда», – говорит Сергей Пархоменко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

С момента агрессии России, Украина, по его словам, научилась обходиться без российского газа и диверсифицировать поставки углеводородов для своих нужд.

«Насколько этот проект отразится на Украине? Мы научились диверсифицировать поставки газа и этот проект вряд ли будет угрожать поставкам газа в Украину. Что делать партнерам из Европы? Европа еще не поняла, с кем она имеет делает дело, она будет пытаться договариваться, предавать, вести популистские разговоры об отмене или смягчении санкций, политически для Украины это неприятно, но новое наступление РФ отрезвит Европу, а Украине нужно быть к этому готовой», – говорит Сергей Пархоменко.

Газовые отношения между Европейским Союзом и «Газпромом», по словам Сергея Пархоменко, укрепляют Россию на евразийском пространстве и ведут к усилению ее агрессии против Украины.

«Очевидно, что наш единственный союзник, который обеспечивает нас оружием, оказывает поддержку – это Соединенные Штаты.

«Очевидно, что наш единственный союзник, который обеспечивает нас оружием, оказывает поддержку – это Соединенные Штаты. И, очевидно, что в нынешних условиях, когда Европа готова к сотрудничеству с Россией, у нас есть надежда на наши Вооруженные силы и сотрудничество с заокеанскими партнерами», – утверждает Сергей Пархоменко.

Все согласно европейским нормам

Политолог-международник Антон Кучухидзе отмечает, что для Германии «Северный поток – 2» выглядит экономическим проектом, в том числе и потому, что Берлин намерен построить терминал для приема американского сжиженного газа.

«Германия лоббирует это проект, поскольку у нее параллельно есть проект постройки терминала для приема сжиженного американского газа.

«Германия лоббирует это проект, поскольку у нее параллельно есть проект постройки терминала для приема сжиженного американского газа. С юридической точки зрения «Северный поток – 2» находится в рамках действия Третьего энергопакета, когда есть демонополизация газовой трубы и поставщика, разделяется – добыча, транспортировка и продажа газа. Все согласно европейским нормам. Экономический аспект: пятьдесят процентов средств, которые нужны «Северному потоку – 2», внесены европейскими копаниями. Поэтому говорить о том, что этот проект не соответствует законодательству Евросоюза неправильно», – говорит Антон Кучухидзе корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Антон Кучухидзе считает, что усиление роли России на европейском энергорынке не произойдет, поскольку «Северный поток – 2» не создает монопольного права для «Газпрома».

«Россия на энергорынке Европы укладывается в норму до 50% газа, и эта норма будет сохраняться. Через некоторое время будет запущен Трансанатолийский газопровод и это тоже часть европейской стратегии о диверсификации – Брюссель думает о своей энергобезопасности», – отмечает эксперт.

Он считает, что украинское и европейское руководство имеют политическую волю для переговоров о количестве газа, который пойдет через Украину в случае реализации «Северного потока – 2».

XS
SM
MD
LG