Линки доступности

Украина: декларирование имущества чиновников – шаг к открытости и ответственности власти


В стране успешно завершился первый этап электронного декларирования для чиновников

КИЕВ – Более 103 тысяч украинских чиновников подали электронные декларации. Об этом в полночь с 30 на 31 октября написал на своей странице заместитель председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) Руслан Радецкий.

«Друзья! Вот и завершился первый этап электронного декларирования. Было достаточно разговоров, критики, суждений. Кто-то на критике НАПК пытался заработать себе политические дивиденды, другие молча продолжали работу. Подытожим результаты первого электронного декларирования. По состоянию на 00:00 в реестре 118135 э-документов, из них ежегодных деклараций – 103046», – отметил на своей странице в Фейсбуке Руслан Радецкий.

Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции на своем сайте сообщает 31 октября, что «30 октября в 24:00 завершился первый этап подачи электронных деклараций за 2015 год для субъектов декларирования, которые занимают ответственное и особо ответственное положение».

На своей странице в Фейсбуке президент Петр Порошенко подчеркнул 30 октября, что «электронная система декларирования работает, и первая ее фаза успешно завершается».

«Запустить э-декларацию удалось благодаря политической воле руководства государства, правительства и парламента, и я благодарю всех общественных деятелей и госслужащих, кто приложил усилия, чтобы электронное декларирование заработало. Электронное декларирование – это очередной шаг к открытости и ответственности власти и еще один инструмент во вновь системе предотвращения коррупции», – утверждает Петр Порошенко.

Украинский президент отметил, что, «заполняя свои электронные декларации, тысячи украинских госслужащих передали общий сигнал нашим партнерам в Европейском Союзе».

«Украина выполнила все 144 требования по «безвизу», достигла всех критериев. Рассчитываю, что за время, оставшееся до саммита Украина-ЕС в Брюсселе 24 ноября, украинцы получат это долгожданное решение, в качестве признания прогресса и знака солидарности», – заявил Петр Порошенко.

Он обнародовал данные своей электронной декларации, и выразил личное отношение к процессу имплементации электронного декларирования.

«Считаю, что политики должны демонстрировать пример и доверять банковской системе.

Как по мне, цель электронного декларирования не только и не столько показать, кто, чем владеет, а продемонстрировать отношение расходов к задекларированным доходам. За последние десять лет в моих декларациях задекларировано доходы на сумму более 820 миллионов гривен (в разном соотношении гривны к доллару в течение всего времени)», – отметил президент Украины.

Декларация и ее понимание в обществе

Электронное декларирование доходов украинскими чиновниками политический и экономический эксперт Борис Кушнирук называет большим шагом вперед, и считает, что масштабы этого мероприятия будут иметь долгосрочные последствия.

«Одно дело, когда мы говорим, что депутат – миллионер, но нет доказательств этому. Теперь в публичной сфере есть декларации с миллионными доходами, без объяснения источников происхождения. Большинство простых украинцев прекрасно понимает, что нищих среди политиков нет. Но теперь их демагогия, популизм и заявление получают другую коннотацию – избиратель, гражданин говорит с миллионером, который получил свое состояние, неизвестно как», – подчеркивает Борис Кушнирук в комментарии корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Борис Кушнирук допускает, что в ходе электронного декларирования украинские чиновники могли обнародовать не все активы.

«Вероятно, можно предположить, что значительная часть чиновников задекларировала лишь то, что способна хоть как-то пояснить. Реальные доходы и активы, думаю, выше. <…>Появляются вопросы – что делать с такой категорией граждан, и что делать обществу с государственными чиновниками, которые не смогут объяснить происхождение задекларированных активов? Речь идет не о двух-трех гражданах, а о тысячах публичных миллионеров, которые не могут объяснить происхождение своих денег.

С позиции закона их всех нужно привлекать к уголовной ответственности, но этого очень сложно сделать», – отмечает Борис Кушнирук.

По мнению Бориса Кушнирука, не исключено, что, учитывая количество электронных деклараций с миллионными накоплениями, в стране будут искать «политический компромисс» для средств с непонятным происхождением. «Возможно, чиновникам будет предложена некая формула – заплатить проценты от дохода, от суммы декларации», – подчеркивает Борис Кушнирук.

Электронная декларация – не амнистия капиталов

Политолог, эксперт Агентства политического консалтинга «Фабрика медиа» Алексей Курпас считает, что инициализация процесса электронного декларирования, как одного из основных направлений борьбы с коррупцией, было введено в Украине под давлением Запада.

«У наших чиновников выбор был небольшой – или сами публикуют свои данные, или украинские партнеры из Соединенных Штатов и Европы открыто публикуют в прессе активы украинских политиков», – говорит Алексей Курпас корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Алексей Курпас отмечает, что электронное декларирование доходов и имущества лиц значительная часть украинских чиновников понимают по-другому – в качестве возможности амнистии капиталов.

«Сейчас таких деклараций опубликовано больше 103 тысяч в стране, где по приблизительным подсчетам более 300 тысяч чиновников. Получается, что декларации подали меньше половины. По тем декларациям, которые уже поданы, возникает масса вопросов, которые, сопоставив данные фискальных органов за все годы независимости по отдельно взятым лицам, уместно задавать прокуратуре и следователям», – подчеркивает Алексей Курпас.

Обсуждение в социальных сетях, негодование простых украинцев обнародованными декларациями политиков, по мнению эксперта, слишком запоздалое или наивное.

«Некоторые эксперты и граждане говорят о морали – как же так, …А о чем они думали, проезжая возле дворцов под Киевом в поселке Конча-Заспа на протяжении последних десяти лет? Что эти дома сделаны из папье-маше? А «Бентли», «Порше» и «Феррари», которые ежедневно и на протяжении десятков лет ездят по Киеву – выиграны в копеечную лотерею? А политиков, которых видят в элитных ресторанах, – что, они получают скидку на обслуживание в 98%? Украинское общество само взрастило этих людей, оно видело, как вокруг политики превращаются в миллионеров, и вдруг после электронных деклараций общество прозрело и заговорило о моральности?» – подчеркивает Алексей Курпас.

От пенсий до картин

Политический эксперт Олег Постернак говорит о том, электронное декларирование доходов – это не только одно из требований европейской власти, но и прямые обязательства государственных чиновников.

«Во время электронного декларирования широкие слои экспертов, журналистов, активных граждан получили доступ к имущественным доходам представителей высшей государственной власти, кабинета министров, народных депутатов. Безусловно, эта новация в сознании граждан определяет важность европейского выбора и европейских норм поведения. Но в социальных сетях мы видим раздражение и нескрываемую ненависть, шок у малоимущих граждан Украины: одним нечем заплатить за услуги ЖКХ, они получают совершенно несправедливые пенсии, а у других – картины, банковские счета, сотни тысяч гривен и долларов наличными», – отмечает Олег Постернак в комментарии корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Олег Постернак считает, что публикация электронного декларирования, фактически, заложило новое отношение у граждан к тем, кого они безоговорочно поддерживали все эти годы.

«Сегодня вопрос уже не столько в доверии или недоверии, сколько в том, что в головах у граждан происходит разрушение некогда целостного образа, ценности отдельных политиков. Вопрос отношения к власти, ее приемлемости после этого декларирования получает новую актуальность», – утверждает Олег Постернак.

Вместе с тем, он считает, что, например, к декларации президента Петра Порошенко, «у граждан меньше всего вопросов».

«Его осознанно выбирали в мае 2014 года, до этого он занимался большим бизнесом, но к многим депутатам, которые до Майдана имели скромные доходы, а после Революции достоинства обросли достатком – к ним будут у народа большие вопросы. Любопытный политический аспект: под удар критики попали как представители власти, так и представители оппозиции. Выгоду из этого извлекут несистемные политики, о которых мало говорят в прессе в связи с электронными декларациями», – подчеркивает Олег Постернак.

Критика в социальных сетях

Публикация и свободный доступ к электронным декларациям украинских чиновников вызвал шквал замечаний в социальных сетях.

«Меня никто не убедит в том, что задекларированное «имущество» не украдено. В Украине никогда не было экономических возможностей честно заработать большие деньги – это закрытая страна, без рынка земли и капитала, со старой экономикой, с ограниченным доступом на заграничные рынки и труда и капитала, с высокими налогами и с низкой покупательной способностью разоренного населения», – пишет на своей странице в Фейбсуке бывший чиновник Одесской областной государственной администрации Саша Боровик.

Экономист Олег Устенко подсчитывает, что средства в электронных декларациях более ста тысяч украинских чиновников составляют «1/9 часть украинского ВВП», или около десяти миллиардов долларов.

«Что такое десять миллиардов долларов? Это если бы вся страна работала целый год, а потом отдала бы все, что производила и выпускала полтора месяца на пополнение сбережений чиновников. Это два (!) годовых бюджета на оборону страны. Это всего лишь на 30% меньше, чем сумма долга, которая осталась по реструктуризированным европейским обязательствам. Это полное покрытие дефицита пенсионного фонда на протяжении полутора лет», – отмечает Олег Устенко.

XS
SM
MD
LG