В Москве проходит встреча лидеров Азербайджана и Армении, посвященная проблеме Нагорного Карабаха. В переговорах принимают участие представители стран Минской группы ОБСЕ, в состав которой входят Россия, США и Франция. В ноябре 2008 президенты Ильхам Алиев и Серж Саргсян подписали согласованную декларацию, определяющую принципы урегулирования конфликта. Политики и эксперты оценили это событие как прорыв: впервые за 15 лет Азербайджан и Армения сумели прийти к соглашению по Нагорному Карабаху. Что принесет очередной, июльский раунд переговоров? Этим вопросом сегодня задаются многие политологи.
Как отметил в своем недавнем интервью «Голосу Америки» американский сопредседатель Минской группы Мэтью Брайза, «необходимо признать, что переговорный процесс набирает обороты, и это хороший сигнал. В течение последнего года президенты встречались шесть раз. С каждым разом мы видим, что растет взаимопонимание между лидерами двух стран. Президенты хотят найти выход из конфликта. Они близки к согласованию основных принципов его урегулирования».
Александр Искандарян, директор ереванского Института Кавказа, считает, что прорыва пока ожидать не следует, так как «проблема застарела и сложившийся «статус-кво» всех устраивает. А вот идти на уступки ни одна из сторон не хочет. Каждая сторона рассматривает уступки как предательство национальных интересов. Более того, Нагорный Карабах вообще не принимает участия в переговорном процессе. В таком формате пока нет поля для того, чтобы получить какой-то существенный результат».
Если Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, то Армения защищает интересы непризнанной республики. Поэтому, по мнению Александра Искандаряна, «президенты не получили от своих сограждан карт-бланш, чтобы сделать какие-то существенные уступки. Пока люди не готовы это сделать, лидеры не смогут продвинуться дальше в сторону прорыва или существенного прогресса».
Тем не менее, переговоры – это позитивный процесс, считает ереванский аналитик. «Вот уже в течение 15 лет двум странам удается сохранить мир без помощи зарубежных миротворцев», – подчеркивает он.
Насиб Насибли, депутат Милли Меджлиса Азербайджана также полагает, что любой переговорный процесс лучше войны, так как он позволяет сохранить существующий «режим прекращения огня». «Я хотел бы отметить, что переговоры проходят в России, и создается впечатление, что она оказывает содействие. Это не так. Москва не заинтересована в разрешении конфликта, ей на руку, когда есть конфликт в регионе. Турция также скептически относится к этому вопросу. Я не думаю, что Турция откроет границу с Арменией, так как это приведет к взрыву. Поэтому мы еще долго будем оставаться в этом положении», – считает Насиб Насибли.
Что же касается позиции Москвы, то недавно помощник президента РФ Сергей Приходько заявил, что «принципиальная позиция России заключается в том, чтобы не навязывать участникам конфликта каких-либо рецептов извне, исходя из того, что главная ответственность за окончательный выбор должна лежать на самих азербайджанцах и армянах».
Итак, переговоры продолжаются. Несмотря на скептический тон, аналитики сходятся во мнении, что у нагорно-карабахской проблемы есть шансы на урегулирование – но, возможно, в других временных рамках.