Линки доступности

Светлана Портнянская: кантор и звезда вокала


Светлана Портнянская
Светлана Портнянская

Эксклюзивное интервью с певицей

В Москву прибыла Светлана Портнянская, которую в американской прессе окрестили «настоящей певческой сенсацией» за удивительный по красоте и силе голос. В ее распоряжении лучшие концертные площадки по всему миру. А в репертуаре мирно уживаются русские романсы, джазовые композиции, еврейские песни и вокализы на основе классической музыки. В 1996 году Портнянская записала песню для документального фильма Стивена Спилберга «Пережившие катастрофу», а в 2002 году фирма звукозаписи «Коламбия рекордс» подписала с исполнительницей долгосрочный контракт. 17 марта Светлана даст единственный концерт в Центре Павла Слободкина. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» Виктор Васильев взял у певицы эксклюзивное интервью.

Виктор Васильев: Светлана, как родилась идея концерта, и каков его репертуар?

Светлана Портнянская: Мне посчастливилось встретить замечательного дирижера – маэстро Константина Орбеляна. В результате мы пришли к выводу, что любим одинаковую музыку и хотим что-то показать в Москве. Поскольку Константин сотрудничает с Центром Павла Слободкина, то проще всего было организовать концерт здесь. И вот я в Москве. Репертуар у нас – международный. Программа составлена из песен разных жанров на многих языках мира – на русском, английском, испанском, иврите.

Вообще моя концертная деятельность основывается на еврейских песнях. Я 20 лет живу в Соединенных Штатах и представляю еврейскую общину Америки во всех странах мира. Но как человек из России, как человек, закончивший Гнесинскую академию музыки и обожающий русскую культуру, конечно, представляю и русские романсы. Я их очень люблю. Это чудесный романтический жанр, равного которому нет.

Впрочем, только этим программа концерта не исчерпывается. Но лучше приходите и послушайте сами.

В.В.: Вы впервые выступаете с Орбеляном? Как вам с ним работается?

С.П.: Да, впервые. А работается с ним удивительно легко и приятно. Он чудесный теплый человек, понятливый, легкий в общении – в музыкальном в том числе. Константин слышит тебя и понимает с полуслова, полузвука.

В.В.: Судя по тому, что приехали загодя, подготовка идет весьма серьезная. Устаете?

С.П.: Да, конечно, репетиции каждый день. Но это абсолютно нормально. Единственное, от чего устаю – это от езды по Москве. Вот это выматывает. Отвыкла от пробок. В Америке садишься в машину и едешь себе спокойно. А в Москве я даже представить не могу, что сяду за руль. Никогда в жизни!

В.В.: Что заметного произошло в вашей жизни за последнее время?

С.П.: Много гастролей, поездок. Выступаю по всему свету. Приехала сейчас из Латинской Америки. Потом опять уезжаю туда, а затем – домой и снова в Европу. Так все время, и это совершенно привычно для меня. Только что вышел мой диск с музыкантами, которые работают с Мадонной в ее международных турне. Это – трио: два цыганских гитариста и скрипач. В таком составе мы записали несколько латиноамериканских песен.

В.В.: Какие из ваших многочисленных наград вы считаете самыми значимыми, престижными?

С.П.: Вы знаете, никакие. Я даже не думаю об этом. Честно. Для меня самое главное, чтобы я была востребована, чтобы моя работа продолжалась. Чтобы возникали новые интересные проекты – вот как сегодняшний, в Москве. Или как диск, который недавно был выпущен...

В.В.: Вы – единственная в мире женщина – кантор. Насколько сложно сочетать эту работу с творческой деятельностью?

С.П.: Работа кантора позволяет мне позиционировать себя на международной еврейской сцене. Благодаря этому я имею гастроли и поездки в разные страны, где есть еврейские общины. Получается, с одной стороны, я как бы спекулятивно использую мою профессию. С другой стороны, я действительно люблю канториальную музыку, люблю свою тихую работу в синагоге – раз в неделю по пятницам, на закате солнца, когда люди приходят просто отдохнуть, послушать какую-то историю раввина. Мне кажется, что я поддерживаю их высокое духовное состояние. И мне нравится это делать.

В.В.: Вы гастролировали по всему миру. Можете сказать, где вам было наиболее уютно и тепло?

С.П.: Определенно – это Израиль. Это особая территория, точка, которая действительно притягивает всегда вас своей духовностью и чем-то еще необъяснимым, но высоким. В связи с последними событиями в Японии очень часто думаю о японской публике. Я часто бываю в Стране восходящего солнца, записала там диск канториальной музыки с «Коламбия Рекордс» и Токийским симфоническим оркестром. С удовольствием вспоминаю невероятно благодарную японскую публику. Это глубокие духовные люди, которые всем сердцем любят красивую содержательную музыку. Мне необыкновенно жалко эту страну и нацию. Просто плакать хочется от переизбытка чувств.

В.В.: Вы поддерживаете какие-то отношения с Александрой Пахмутовой? Вас называют ее протеже…

С.П.: К сожалению, нет. Я не часто бываю в России. А чтобы поддерживать творческий контакт, нужно постоянно быть в творческой форме, всегда находиться на подхвате. К тому же Александра Николаевна занята. У нее, слава Богу, много и концертов, и артистов. Я просто не имею возможности вклиниваться в ее график. Остается помнить и любить ее на расстоянии. Буду просить Александру Николаевну придти на мой концерт, буду счастлива видеть ее с супругом.

В.В.: Какие ее песни вы исполняли?

С.П.: Я исполнила одну песню, которую ни до меня, ни после меня никто не пел. Это было 20 лет тому назад. Песня называется «Шанс». С ней я выступила на фестивале «Ступень к Парнасу», после чего уехала в Америку. Песня осталась в записи и в памяти у меня. Больше я ее ни в чьем исполнении не слышала.

В.В.: Есть у вас какая-то потаенная творческая мечта?

С.П.: Мне хотелось записать канториальную музыку. Я это сделала вопреки религиозным канонам. Так что большая часть моей мечты сбылась. Сегодня у меня нет конкретного желания непременно выступить с кем-то конкретным. Но я всегда жду возможности быть на сцене с настоящими мастерами – такими, как маэстро Константин Орбелян.

От «Голоса Америки»: Необыкновенный голос и сценическое обаяние сделали Светлану одной из самых ярких певиц бывшего Советского Союза, а за годы жизни в Соединенных Штатах – одной из выдающихся еврейских исполнительниц в мире. Сегодня она живет в Голливуде и успешно гастролирует по всему миру, радуя публику оригинальным исполнительским стилем. Выпускница эстрадного отделения Государственной академии музыки имени Гнесиных, бывшая актриса театра «Шалом» проделала странный и необычный путь… до кантора одной из лос-анджелесских синагог.

Новости искусства и культуры читайте в рубрике «Культура»

XS
SM
MD
LG