Линки доступности

«Стратегия-31»: чем ответит Москва на «обеспокоенность» Вашингтона?


Задержание Бориса Немцова, 31 марта 2011г.
Задержание Бориса Немцова, 31 марта 2011г.

Эксперты обсуждают реакцию американской администрации на задержания оппозиционеров в Москве и Петербурге

В четверг 31 марта в Москве в районе Триумфальной площади были задержаны один из лидеров радикальной оппозиции Эдуард Лимонов и координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, которые планировали принять участие в традиционной несанкционированной акции в поддержку 31-й статьи российской конституции, гарантирующей свободу собраний. Лимонов, Удальцов и еще несколько активистов были задержаны полицией, на них были составлены административные протоколы.

В тот же день в Петербурге во время несанкционированного шествия от Гостиного двора к Смольному были задержаны лидеры демократического движения «Солидарность» Борис Немцов и Илья Яшин. По заявлению в прессе последнего, петербургская полиция задержала 100-150 человек из нескольких сотен участников шествия.

Одновременно в Москве прошло и санкционированное мероприятие, согласованное с властями города председателем Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой. По разным оценкам, в этой акции приняли участие от 500 до 1000 человек. Эта протестная акция на Пушкинской площади прошла без эксцессов.

В пятницу 1 апреля пресс-секретарь Совета национальной безопасности (СНБ) США Томми Витор заявил, что Соединенные Штаты озабочены тем, что многие граждане России были задержаны полицией во время проведения мирных демонстраций в защиту 31-й статьи конституции, гарантирующей свободу собраний.

Витор отметил, что США вновь напоминают о важности поддержки и защиты универсальных прав человека, включая свободу слова и собраний, которые закреплены как в конституции России, так и в международных соглашениях, подписанных Россией.

Он также подчеркнул, что эти свободы – не только жизненно важные «составляющие доброкачественной политической системы». По утверждению Томми Витора, «их обеспечение необходимо для проведения модернизации экономики и общего повышения благосостояния народа».

Вашингтон констатирует, Кремль игнорирует

«Вряд ли на нынешнюю критику из Вашингтона как-то отреагируют российские власти, – считает ведущий научный сотрудник Московского Центра Карнеги Андрей Рябов. По мнению эксперта, есть другие «аспекты двухсторонних взаимоотношений», где Кремль готов прислушиваться к позиции американской администрации, но сейчас «не тот случай».

Вместе с тем, считает политолог, в заявлении пресс-секретаря СНБ США нет ничего нового, что бы уже не говорили представители администрации президента Обамы. И сейчас, осуждая задержания российских оппозиционеров, американская администрация просто в очередной раз «спокойно, но последовательно» демонстрирует приверженность универсальным демократическим ценностям, считает Андрей Рябов.

«Оценки Вашингтона весьма предсказуемы и ожидаемы, – считает эксперт Центра Карнеги. – Однако не стоит усматривать, что эти оценки каким-либо образом спланированы с действиями российской оппозиции, даже если последние в каких-то случаях и апеллируют к Западу, заявляя о нарушениях конституционных прав в современной России».

Кто провоцирует конфликты на улицах?

Заместитель председателя комитета по международным делам Госдумы РФ Андрей Климов считает, что сам факт задержания нескольких активистов оппозиции в ходе несанкционированных митингов говорит прежде всего о «старой тактике» радикальной оппозиции: «идти на обострение ситуации», сознательно нарушать общественный порядок, чтобы привлечь к себе внимание СМИ, «особенно зарубежных».

«Рейтинг этих оппозиционеров на самом деле чрезвычайно низок, их акции не пользуются интересом избирателей, – убежден депутат-единоросс. – И это при том, что протестные настроения в нашей стране действительно существуют, а либеральные идеи действительно востребованы обществом».

«Быструю и критическую реакцию» представителя Совета национальной безопасности США на задержание оппозиционеров в Москве и Петербурге депутат Климов не считает случайной. «Все это похоже на согласованные действия некоторых американских федеральных чиновников и некоторых наших российских либералов, которые так любят выступать в качестве жалобщиков в западных посольствах», – заявляет он.

Вместе с тем Андрей Климов не готов квалифицировать подобного рода заявления американской стороны как вмешательство во внутренние дела России. «Знаете, делать свои оценки никому не возбраняется, ни нам, ни американцам, – говорит Климов. – Другой вопрос, насколько эти оценки объективны. Ведь у нас в стране есть Верховный суд, есть Конституционный суд, есть наконец Совет Европы. Думаю, эти структуры способны давать наиболее точный юридический комментарий относительно того, насколько правомочны или нет действия властей при обеспечении проведения массовых мероприятий. А заявление какого-то американского чиновника до комментария такого уровня, мягко говоря, не дотягивает».

Можно привести лошадь к ручью, но нельзя заставить ее напиться

«Любое выступление в поддержку гражданского общества, которое звучит независимо в Москве или в Вашингтоне, я расцениваю как позитивный факт», – заявил в комментарии Русской службе «Голоса Америки» председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Михаил Федотов. Вместе с тем он обратил внимание на важность «точного изложения фактов».

«Я лично наблюдал за акциями на Триумфальной и Пушкинской площади, – говорит Федотов, – и могу утверждать, что по отношению к Лимонову и его сторонникам при составлении административных протоколов за организацию несанкционированного митинга московская полиция действовала корректно и законно».

Что же касается задержаний в Санкт-Петербурге, то, как пояснил председатель президентского совета, с этими фактами «надо разбираться», «надо встречаться со всеми участниками конфликта» и добиваться, чтобы в северной столице, как и в Москве, было найдено «компромиссное решение», которое бы гарантировало гражданам право проводить мирные митинги и шествия в соответствии с конституцией.

Михаил Федотов считает неверным, когда акции оппозиции не санкционируются местными властями на том основании, что на них «приходит слишком мало людей».

«В данном случае не важно, сколько людей захочет участвовать в митинге, несколько десятков или несколько тысяч. Их право должно быть обеспечено, – заявляет Михаил Федотов. – Уж извините за такое сравнение: можно привести лошадь к ручью, но нельзя заставить ее напиться. Так вот задача правозащитников сейчас – обеспечить, чтобы наши граждане имели право, образно говоря, придти к ручью, а пить или не пить из ручья – это уже их личный выбор».

Оппозиция и Запад

Американский политолог Дэвид Саттер, старший научный сотрудник Гудзоновского института в Вашингтоне, не уверен, что действия российских оппозиционеров и в России, и на Западе могут повлечь за собой какие-то значительные перемены.

«Бесспорно, важно выходить на демонстрации, потому что таким образом они защищают одно из основных гражданских прав – право на свободу собраний, – сказал Дэвид Саттер в интервью «Голосу Америки». – Но все это выглядит крайне недраматично. Иногда власти позволяют оппозиции собираться, иногда их арестовывают. Власти никогда не говорят, что демонстрации просто запрещены, они говорят, что демонстрации нужно проводить в другом месте, что это неудобно. Таким образом, привлечь внимание международной общественности к этим событиям оказывается крайне сложно».

Как известно, российская оппозиция не ограничивается выступлениями только в России. Накануне у Белого дома в Вашингтоне прошел митинг протеста в поддержку Михаила Ходорковского. В тот же день Гарри Каспаров выступил на слушаниях Академии прав человека при Конгрессе США и призвал американские власти ввести персональные визовые санкции в отношении российских чиновников, ответственных за нарушение прав человека и свобод и причастных к коррупции.

Дэвид Саттер считает, что, хотя уровень коррупции в России и высокий, все-таки более негативное впечатление на Запад производит не она, а нарушения прав человека в РФ.

«Коррупция – это не очень эффективная тема для кампании против российских лидеров, – считает он. – Потому что на свете очень много коррумпированных правительств, с которыми мы сотрудничаем. Ради борьбы с коррупцией американцы не будут жертвовать другими своими национальными интересами. Американцы лучше реагируют на нарушения норм морали, потому что они являются более конкретными. Я говорю об убийстве Сергея Магнитского, Анны Политковской, терактах в Москве в 1999 году, «Норд-Осте», Беслане, о том, как власти РФ ведут себя в ситуациях с заложниками. Ведь коррупция – это только следствие, причиной которого и является недопустимая ситуация с правами человека в России».

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG