Линки доступности

«Закон Димы Яковлева», ВЦИОМ и национальная идея


Россия и Запад в зеркале социологических опросов

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты проведенного в начале января опроса, посвященного отношению россиян к «закону Димы Яковлева», предполагающему, в частности, полный запрет на усыновление российских сирот гражданами США. Как сообщается на сайте центра, за это решение высказались 76% опрошенных.

По данным ВЦИОМ, сторонники запрета «чаще всего аргументируют свою позицию убеждением, что российские дети должны воспитываться на Родине, государство самостоятельно должно решать проблему сиротства, тогда как за рубежом усыновленные дети часто становятся объектами криминальных действий и издевательств». При этом 53% респондентов заявили, что «государство должно запретить усыновление российских детей иностранными гражданами». 46% опрошенных подчеркнули, что «дети должны усыновляться соотечественниками».

Высказываются, однако, и другие мнения. «Те, кто выступает против закона, полагают, что он лишает сирот шанса обрести семью и отмечают, что проблемы государства надо решать другими способами», – отмечается в докладе ВЦИОМ.
Какова же динамика? По данным ВЦИОМ, если три года назад против иностранного усыновления выступали 38% россиян, то сегодня – 53%. Тем временем число их оппонентов уменьшилось: 35% сегодня против 48% в 2010 году.

«Все больше россиян с каждым годом указывают на необходимость решения проблемы сиротства изнутри, не привлекая иностранных усыновителей (с 13 до 27% за восемь лет)», – так характеризуется в докладе ВЦИОМ эволюция российского общественного мнения в данном вопросе.

Эксперт сомневается в «прозрачности» исследования

Для многих наблюдателей эти сведения оказались неожиданными. Так, директор Левада-Центра Лев Гудков объясняет полученные результаты, в частности, тем, что вопросы «были поставлены очень жестко, «в лоб». «Все проблемы были сформулированы без контекста, поэтому люди реагировали именно на жесткую формулировку», – сказал социолог в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».

По его словам, невозможно отрицать существование в России «некоторого изоляционизма и безжалостного антиамериканизма», однако назвать опрос ВЦИОМа полностью объективным также невозможно. «Если посмотреть наши (Левада-Центра – Е. К.) данные за прежние годы, – уточнил Гудков, – то тенденция именно такая: детей никому не давать, пусть здесь мучаются. Но если развернуть это так, чтобы люди понимали контекст, то отношение к этому закону меняется, поэтому тут очень важно именно то, как спрашивать».

По словам аналитика, оценки, полученные ВЦИОМом, не вполне адекватны еще и потому, что отражают уровень давления властей на общественное мнение. «Фактически то распределение, которое получил ВЦИОМ, – это реакция на кремлевскую пропаганду, на то давление, которое на общественное мнение оказывают прежде всего телевидение,

Дума и так далее, – сказал Лев Гудков. – Но ВЦИОМ – заказная контора, она работает прежде всего на Кремль, поэтому они должны продемонстрировать массовую поддержку».

В комментарии «Голосу Америки» эксперт пообещал, что на следующей неделе будут получены результаты аналогичного опроса, проведенного Левада-Центром. «Я думаю, – сказал Гудков, – что они будут немного отличаться… Мы ставим на понимание ситуации, на контекст, на знание всей проблемы и на понимание того, в ответ на какие действия Запада был так поспешно принят этот закон, и картина будет немножко более сложной».

Оппозиция: кому нужен «Марш против подлецов»?

У представителей протестного движения результаты опроса, проведенного ВЦИОМ, удивления не вызвали. По словам члена федерального политсовета движения «Солидарность» Романа Доброхотова, опрос, во-первых, не отражает подлинной картины общественного мнения, а во-вторых, его результаты, скорее всего, являются «подтасованными».

«Большинство подобных опросов проводится по телефону, т.е. на него, как правило, отвечают домохозяйки, которые большую часть информации получают из телевидения, и у них довольно своеобразное представление о том, что происходит вокруг, – сказал Доброхотов. – Естественно, если каждый день смотреть «1-й канал», то выяснится, что в Америке едят детей».

Активист уточнил, что в той среде, где он вращается, «так же мало людей, которые настроены за этот закон, как и тех, кто голосовал за «Единую Россию». По словам Романа Доброхотова, в данном случае не приходится говорить «не только о трех четвертях, но и о половине населения России».

«Опросы ВЦИОМ вообще довольно часто показывают странные результаты», – считает Роман Доброхотов. Впрочем, продолжает активист, «даже если предположить, что больше половины россиян считает так называемый «закон Димы Яковлева» правильным», то значение протестных акций от этого только возрастает.

«Одна из главных задач протестующих, – подчеркнул член политсовета «Солидарности», – это повлиять на общественное сознание и показать людям, что, помимо пары замученных детей в Америке, есть и другие проблемы».

Среди которых – «ужасное», по словам Доброхотова, состояние детских домов в России, жестокое обращение с детьми, наркомания и алкоголизм в приютах. «Все эти вещи надо делать достоянием гласности и говорить о них – для этого и проводятся подобные марши», – заявил общественный деятель.

О политическом контексте «Закона Димы Яковлева» высказался и гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. «Почти никто не знает, что закон принимается в ответ на акт Магнитского, поэтому восприятия, что мы защищаем коррумпированных чиновников, прикрываясь детьми, нет», – так сформулировал он свою позицию по данному вопросу в комментарии для газеты «Коммерсант».

По словам Федорова, не все респонденты могли быть знакомы с политической ситуацией, в который был принят "Закон Димы Яковлева». В то же время руководитель ВЦИОМ констатировал, что каждый случай «со смертью и издевательствами над детьми широко освещается», в связи с чем «глупо осуждать граждан за такую реакцию».
XS
SM
MD
LG