Госдепартамент США в четверг представил ежегодный доклад, посвященный проблеме торговли людьми во всем мире.
Госсекретарь США Энтони Блинкен в своем заявлении отметил: «Доклад этого года убедительно показывает миру, что глобальные кризисы – такие, как пандемия COVID-19, изменение климата и продолжающиеся дискриминационные политические инициативы и практики, оказывают непропорционально большое влияние на людей, уже подвергшихся притеснениям из-за других несправедливостей. Эти проблемы еще больше усугубляют существующую уязвимость к эксплуатации, включая торговлю людьми. Мы должны разорвать этот бесчеловечный цикл дискриминации и несправедливости, если мы надеемся однажды положить конец торговле людьми».
По словам госсекретаря, доклад призывает другие государства присоединиться к Соединенным Штатам в активизации коллективных усилий по комплексной борьбе с торговлей людьми.
Во докладе рассматриваются новые тенденции и проблемы в сфере борьбы с торговлей людьми, возникшие в результате пандемии COVID-19.
Так, авторы доклада отмечают, что экономические и социальные проблемы, вызванные пандемией и мерами борьбы с ней, усугубили риски для уязвимых и маргинализированных групп населения.
Между тем правительства, доноры и организации гражданского общества столкнулись с практическими и этическими дилеммами при согласовании стратегий сдерживания пандемии с осуществлением мероприятий по борьбе с торговлей людьми.
Кроме того, авторы доклада указывают на проблему нехватки ресурсов в связи с сокращением финансирования на фоне пандемии.
В разделе доклада, посвященном России, отмечается, что правительство страны «не прилагает значительных усилий» для соответствия минимальным стандартам по искоренению торговли людьми.
Несмотря на отсутствие значительных усилий, российское правительство предприняло некоторые шаги по борьбе с торговлей людьми, в том числе путем содействия возвращению российских детей из Ирака и Сирии, выявления жертв и продления разрешений на работу и проживание для иностранных рабочих в связи с пандемией.
Однако авторы документа отмечают существование повторяющегося сценария торговли людьми на государственном уровне, в том числе прямое участие властей в использовании принудительного труда северокорейских рабочих. Хотя правительство предприняло шаги по репатриации северокорейских рабочих в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, в течение года в страну продолжали прибывать граждане КНДР, многие из которых, вероятно, работали неофициально.
Кроме того, за отчетный период правительство РФ не инициировало никаких новых судебных разбирательств в отношении подозреваемых в торговле людьми и признало виновным только одного человека, замешанного в такой деятельности. Также отмечается отсутствие прогресса в идентификации жертв и оказании помощи им. Более того, российский уголовный кодекс не содержит определения жертвы торговли людьми, что затрудняет идентификацию и ограничивает доступ к помощи. По-прежнему отсутствует и национальная стратегия борьбы с этой проблемой.
Хотя преобладающей формой торговли людьми в России остается трудовая эксплуатация, также есть и проблема эксплуатации в сексуальных целях. Торговцы людьми в стране эксплуатируют рабочих из России и других стран Европы, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Китая и КНДР. Жертвами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации в России становятся женщины и дети из Европы (преимущественно Украины и Молдовы), Юго-Восточной Азии (прежде всего Китая и Филиппин), Африки (особенно Нигерии) и Центральной Азии.
Правительство Украины, по словам авторов доклада, прилагает значительные усилия в сфере борьбы торговли людьми. В числе позитивных изменений отмечается трехкратное увеличение суммы финансовой помощи официально признанным жертвам и расширение набора услуг, доступных жертвам. Правительство также организовало несколько крупных информационных мероприятий, посвященных этой проблеме.
В Беларуси также отмечены некоторые улучшения. Хотя правительство продолжает практику проведения субботников, наблюдатели сообщают, что в 2020 году репрессивных мер для отказавшихся участвовать не последовало. При этом уже четвертый год подряд правительство не сообщало о расследовании или предъявлении обвинений, связанных с незаконным наймом рабочих-мигрантов.
В Узбекистане был принят новый закон о борьбе с торговлей людьми, в котором изложены усовершенствованные протоколы защиты жертв. Также были внесены поправки в уголовный кодекс, криминализирующие детский принудительный труд. Власти страны также предприняли усилия по репатриации, защите и реинтеграции для сотен узбекских женщин и детей, ранее оказавшихся в условиях эксплуатации в зонах вооруженных конфликтов в Сирии, Ираке и Афганистане.
Правительство Таджикистана продемонстрировало активизацию усилий по сравнению с предыдущим отчетным периодом, однако по-прежнему не удовлетворяет минимальным стандартам в ряде областей.