Линки доступности

Не «захромает» ли СНВ-3?


Барак Обама и Дмитрий Медведев
Барак Обама и Дмитрий Медведев

Как сообщал «Голос Америки», президент Барак Обама в ходе встречи с Дмитрием Медведевым на полях Азиатско-тихоокеанского саммита по экономическому сотрудничеству (АТЭС) заверил своего российского коллегу, что потребует от Сената немедленных действий в вопросе ратификации нового Договора о стратегических и наступательных вооружениях (СНВ-3), значительно сокращающего ядерные арсеналы США и России. По словам Барака Обамы, он объяснит Сенату, что ратификация СНВ-3 – приоритет его администрации большой значимости.

Возвратившись в США из десятидневной поездки по Азии, президент Обама сообщил, что договор получил устойчивую поддержку со стороны обеих партий – и Демократической, и Республиканской. Барак Обама уверен, что обе партии поддержат в Сенате договор и ратифицируют его до Нового года (договор должен быть одобрен двумя третями верхней палаты Конгресса США). Республиканцы, однако, выражают обеспокоенность в связи с ограничением возможностей США по развертыванию систем ПРО или модернизацией американского ядерного арсенала.

Новый договор по СНВ президенты России и США подписали 8 апреля 2010 года в Праге. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть – до 1550 – по сравнению с Московским договором 2002 года и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. Договор должны одобрить и обе палаты российского парламента. Причем, по договоренности президентов, это должно быть сделано одновременно.

Конгресс США открывает в понедельник 15 ноября так называемую сессию «хромых уток», на которой законодатели рассмотрят несколько важных вопросов, в число которых входит и ратификация нового ядерного соглашения с Россией.

В статье, опубликованной в газете Washington Post 15 ноября, государственный секретарь Хиллари Клинтон и министр обороны Роберт Гейтс призвали Сенат ратифицировать договор о сокращении ядерных вооружений, заявив, что США несут ответственность за наблюдение за действиями второй крупной ядерной державы.

О важности ратификации документа не раз заявляли и в Москве, и в Вашингтоне. Так, посол США в России Джон Байерли сказал ранее журналистам, что для США в ноябре «приоритетом номер один» в отношениях двух стран станет как раз договор СНВ. Посол выразил надежду, что руководство США сможет добиться ратификации в этом году, несмотря на результаты выборов в Конгресс – по их итогам позиции демократов в обеих палатах американского парламента ослабли.

Договор скорее жив, чем мертв

В российском экспертном сообществе мнения по поводу судьбы СНВ-3 существенно разнятся. Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, профессор, генерал-майор Владимир Дворкин полагает, что оптимизм президента Обамы вполне оправдан, поскольку, на его взгляд, обычно демократы и республиканцы придерживались консолидированной позиции по поводу договоров с Россией. «К тому, что необходимо договариваться, призывал и бывший кандидат в президенты господин Маккейн», – напомнил он.

Профессор Дворкин считает, что ратификация договора до Нового года вполне возможна, поскольку ни у республиканцев, ни у демократов нет никаких замечаний собственно к его содержанию. «Речь идет только о том, что для республиканцев важны гарантированные обязательства о финансировании ядерной инфраструктуры. Насколько я знаю, такие обязательства им даны, и теперь никакие другие политические проблемы не должны помешать ратификации договора в обозначенные Бараком Обамой сроки», – отметил он.

По его мнению, договор важен в равной степени для России, США и всего мирового сообщества с точки зрения укрепления режима ядерного нераспространения.

Глава Фонда эффективной политики, редактор «Русского журнала» Глеб Павловский затруднился определить, насколько верно Обама оценивает ситуацию в Конгрессе, но он думает, что ратификация СНВ-3 в интересах не только демократов, но и республиканцев, которым в случае ее провала придется нести ответственность за последствия. «Со временем, конечно, но в политике все имеет значение. Трудно сказать, какие соображения возьмут верх в Америке. А что касается России, она получит некоторую выгоду в любом случае, даже в случае срыва ратификации», – добавил Павловский.

Последний тезис он объяснил тем, что срыв ратификации договора позволит России продолжить усилия по развертыванию новых ракетных разработок и в каком-то смысле наладить внутриполитический диалог с теми силами в стране, которые выступают против ратификации и настроены подозрительно к США. «У Медведева, как и Обамы, тоже есть проблемы с внутренней оппозицией», – резюмировал Глеб Павловский.

На его взгляд, встреча Обамы и Медведева в Японии носила позитивный характер и лишний раз подтвердила существование постоянного диалога двух лидеров, которые, по его словам, ощущают свою связь и, возможно, даже некоторую близость позиций на международной арене по ряду вопросов. Но политолог выразил сомнение в том, что этот аспект поможет ускорить ратификацию СНВ-3. По его убеждению, в Америке соглашение в большей степени стало темой для межпартийных игр и сделок внутри Сената.

Договор скорее мертв, чем жив

Заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Дмитрий Суслов настроен скорее пессимистично, чем оптимистично. По его мнению, выражать оптимизм по поводу подписания договора до конца 2011 года, пожалуй, единственное, что может позволить себе делать администрация Обамы. «Это официальная точка зрения Белого дома и администрации в целом, что договор должен быть ратифицирован в последнюю сессию, которая будет проходить еще в старом составе Конгресса, который работал с 2008 года и продолжит работать вплоть до начала новой сессии, стартующей уже 3 января 2011 года. Действительно, может показаться, что теоретически у демократов большие шансы ратифицировать этот договор сейчас. Однако мне представляется, что вероятность этого не велика», – подчеркнул он.

Дмитрий Суслов аргументировал свое мнение позицией, занятой республиканцами, которые, по его выражению, заявили о том, что не считают правильным «продавливать» этот договор сейчас, решив, что целесообразнее отложить его до созыва новой сессии Конгресса и начать рассмотрение вопроса, по сути дела с нуля. «Если демократы и администрация Обамы попытаются все же инициировать процедуру ратификации, скорее всего, эта затея будет провальной, несмотря на то, что Сенат по-прежнему находится под их формальным контролем», – заявил заместитель директора СВОП. Республиканцы, по его оценке, уверены, что американского избирателя волнуют не стратегические наступательные вооружения, а в первую очередь проблемы экономики и роста безработицы.

По прогнозам эксперта, ратификация будет перенесена на 2011 год. А что произойдет позже, для него загадка, поскольку количество республиканцев в Сенате возрастет. «Очевидно, ратификация договора может отложиться на неопределенную перспективу», – заметил он.

Руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко убежден, что оптимизм Обамы оправдан ровно настолько, насколько тот сможет убедить Сенат в необходимости ратификации нового договора. «С российской стороны никаких задержек не будет, невзирая на то, что в Госдуме ведутся оживленные дискуссии по этому поводу. Я уверен, что парламент поддержит позицию президента России и незамедлительно ратифицирует договор», сказал он.

По его сведениям, в Америке по СНВ-3 существует широкое пространство полемики. Он считает, что эта тема не слишком волнует простых американцев по сравнению с их внутренними проблемами.

Другие новости США читайте здесь

Другие российские новости читайте здесь

XS
SM
MD
LG