Линки доступности

Символы советской оккупации Эстонии покинули Нарву


Демонтаж памятника советскому танку в Эстонии
please wait

No media source currently available

0:00 0:00:46 0:00

Демонтаж памятника советскому танку в Эстонии

Массовый демонтаж советской символики в странах Балтии начался после российского вторжения в Украину.

В пограничном с Россией эстонском городе Нарва, где преобладает русскоязычное население, демонтированы советские военные памятники. Речь, в частности, идет о танке «Т-34», мемориале «Три штыка», установленном к 30-летию освобождения Нарвы от гитлеровской оккупации и памятной табличке на Петровской площади. Всего демонтировано семь памятников.

По сообщению эстонского отделения информационного портала Delfi, правительство страны созвало экстренную пресс-конференцию, на которой глава эстонского правительства Кая Каллас констатировала, что другого выбора не было: нарвское горсобрание не смогло самостоятельно принять решение по вопросу о переносе танка, и в дело вмешалось правительство.

Научный сотрудник Международного центра обороны и безопасности в Таллинне (International Centre for Defence and Security) Калев Стойческу (Kalev Stoicescu) в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» отметил тот факт, что увезенный с берега Наровы танк «Т-34» не будет переплавлен.

«Он уже находится недалеко от Таллинна в местечке Виймси, там есть Военный музей Эстонии. Для танка нашли помещение и уже через два дня его можно будет там увидеть. Конечно, необходимо избежать повторения возможных провокаций, как было в 2007 году с "Бронзовым солдатом"», – пояснил Стойческу.

По его словам, российская агрессия против Украины самым непосредственным образом повлияла на решение эстонских властей демонтировать советские памятники в Нарве: «В Эстонии с самого первого дня обретения независимости в 1991 году сняли все статуи Ленина, все серпы и молоты и так далее. Прошло переименование улиц и площадей, но остались монументы и памятники Второй мировой войны, В 2007 году было только перенесение памятника в Таллинне, известного, как "Бронзовый солдат". Но культ 9 мая превратился в культ войны, и мы видим к чему это привело в Украине. И этот танк можно рассматривать как символ этого культа войны и милитаризма. А говорить, что, мол, "снимают нашу память" могут только люди, которые ничего не знают и не хотят знать о Второй мировой вообще, об истории Нарвы и довоенной, и послевоенной».

Калев Стойческу подчеркнул, что никакой исторической ценности танк «Т-34» не имеет, так как он был установлен в 1975 году к 30-летию Победы. «Танк послевоенного производства, он не видел войны, на нем нет ни единой царапины! Он был привезен с какого-то склада в России, его подняли на постамент, покрасили и прикрепили табличку. Но люди не хотят от этом знать», – говорит Стойческу.

Собеседник Русской службы «Голоса Америки» отмечает, что среди русскоязычного населения страны проводится просветительская работа. «Мы, конечно, разъясняли и наш премьер-министр приезжала в Нарву. Можно поговорить и что-то обсудить с теми, кто хочет понять. Радикальные защитники этого танка и других подобных монументов заявляют, что эстонцы – коренное население – не пытаются их понять. Но это не так, мы объясняем и разговариваем с ними и на русском языке, потому что многие даже не могут поздороваться, сказать "Tere!". Но эти радикалы не хотят понять эстонцев, понять, что они чувствуют в своей стране», - констатирует научный сотрудник ICDS.

И подытоживает: «Мы - европейская цивилизованная страна и переносим подобные монументы из публичных мест в музеи или на кладбища. Мы не поступаем как "освободители", которые после 1940 года и после войны наши исторические монументы просто взрывали. Мы не использовали Джавелин, чтобы разнести этот танк на кусочки, а погрузили на платформу и отвезли в музей».

Военный историк Игорь Копытин считает, что демонтированные военные памятники олицетворяют советское присутствие в Эстонии. «На мой взгляд, они не имеют какой-либо архитектурной ценности. Танк "Т-34" был установлен в том месте, где советские войска в июле 1944 года форсировали реку Нарову… На этом примере мы видим конфликт исторической памяти: для многих русскоязычных жителей Нарвы памятник-танк стал местом культового поклонения и символом благодарности своим предкам, которые воевали на ленинградском фронте, участвовали в боях за овладение территорией северной Эстонии и восстанавливали Нарву после войны. А эстонцы помнят, что за этими танками, артиллерией и войсками Красной армии последовала депортация, истребление мирного населения, борьба с "лесными братьями" и с любым инакомыслием, утрата национального эстонского государства», – подчеркивает Копытин в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

«За тридцать лет независимости эти памятники не трогали (население страны) потому, что память о Великой Отечественной войне была узурпирована Кремлем и использована как важный элемент идеологии и исторического нарратива, который используется путинским режимом для оправдания агрессии против соседних государств, в частности, против Украины. И мы видим, что российская бронетехника передвигается по территории Украины под красными знаменами и идет речь о том, чтобы восстановить влияние Российской Федерации в рамках бывшего Советского Союза. И поэтому агрессия России против Украины стала поводом для демонтажа советских памятников, которые несут идеологическую нагрузку и используются Кремлем в качестве средства пропаганды», – поясняет эксперт.

То, что русскоязычные жители Нарвы в большинстве своем не понимают сути данного конфликта, Игорь Копытин объясняет тем, что в процессе интеграции уделялось недостаточное внимание историческому образованию, а в школах Нарвы и Таллинна, где преподавание велось на русском языке, учителя истории культивировали ценности, едва ли совместимые с ценностями демократического общества и Эстонской Республики.

«Поэтому правительство страны приняло твердое решение демонтировать все советские памятники за исключением тех, которые имеют художественное значение, например, памятник у деревни Техумарди на острове Сааремаа, где были серьезные сражения во время Второй мировой войны. И, конечно же, будут удалены все архитектурные элементы советской символики и памятные таблички, которые имеют идеологическую нагрузку. Они будут заменены на более нейтральные. Кроме того, мы знаем, что советские памятники также демонтируются в Латвии, Литве, Польше, Чехии. Причем, в ряде случаев это происходило до начала российской агрессии в Украине», – уточняет военный историк.

К этому высказыванию стоит добавить, что в музее советского наследия под открытым небом (парке Груто под литовским городом Друскиникай) появятся десятки новых экспонатов. В основном это скульптуры и памятные монументы с могил советских воинов со всей Литвы. Их начали демонтировать и сносить в марте после начала войны России с Украиной.

По оценкам Департамента культурного наследия, всего в Литве расположено около 200 объектов, обозначающих места захоронения советских воинов или построенных в их честь.

Власти Латвии официально поддержали решение о демонтаже 69 памятников, памятных знаков и других объектов, которые прославляют советский и нацистский режимы.

Речь идет о памятниках на территории 23 самоуправлений во всех регионах страны. В том числе — в Риге, Лиепае, Резекне, Даугавпилсе.

В начале августа горсовет Риги принял окончательное решение по поводу сноса памятника «Освободителям». Мэр латвийской столицы Мартиньш Стакис заявил, что этот памятник будет снесен по частям. «А так как музей оккупации не признал ни одну из частей имеющей художественную ценность, то памятник после демонтажа будет утилизирован», – пояснил Стакис.

Вдоль эстонского побережья Наровы были установлены не только символы советского присутствия. Есть там и воинское кладбище немецких солдат и офицеров, погибших в боях Второй мировой войны. Перед входом на него высечены слова лауреата Нобелевской премии мира Альберта Швейцера: «Солдатские могилы есть великие проповедники мира».

Есть мемориал «Героямъ-предкамъ» открытый в 1900 году, в двухсотлетнюю годовщину русско-шведской битвы под Нарвой, ставшей крупнейшим поражением армии Петра I.

Есть и памятный крест в честь войск обороны Эстонии, которые в конце февраля 1919 отбросили подразделения Красной Армии на восточный берег реки Наровы. Он был установлен в 1935 году, а в 1941-м – взорван по распоряжению советских властей. Воссоздали памятный крест в июле 2014 года.

По мнению Игоря Копытина, эти памятники имеют художественную и историческую ценность. «Они не несут какого-то идеологического смысла, там нет призывов к насилию, восхваления Третьего рейха, каких-либо лозунгов, в отличие от советских памятников. По оценке эстонского правительства, воинские захоронения должны быть на воинских кладбищах, поэтому со всеми почестями проводится эксгумация и перезахоронения советских воинов на таких кладбищах, как это было в Раквере, в центре города.

Правительство Эстонии не препятствует памяти погибших воинов, как красноармейцев, так и немецких военнослужащих, но память о войне и о погибших не должна переходить в агрессию, пропаганду войны и поклонение танку, который является наступательным оружием. Например, к этому танку приезжали молодожены и родители с новорожденными детьми. И этот абсурд – следствие российской пропаганды среди русскоязычного населения Эстонии и Латвии. И не исключено, что, если бы демонтаж этих памятников затянулся, российская сторона могла бы воспользоваться этим конфликтом для инициирования каких-то провокаций. И нельзя забывать, что советская власть безжалостно уничтожила в Эстонии и Латвии практически все памятники, напоминавшие о борьбе за независимость», – заключает Игорь Копытин.

Живущий в Таллинне публицист Андрей Кузичкин мониторит настроения русскоязычной диаспоры, и в частности – ее отношение к демонтажу советских военных памятников.

«Еще когда только начали обсуждать перспективу перемещения этого танка были призывы выстроиться в живую цепь, чтобы "не позволить осквернить нашу память" и устраивать различные акции протеста не только в Нарве, но и в Таллинне. А после того, как было принято решение и начался демонтаж танка, крик стоял страшный. И сегодня люди еще не остыли, то есть реакция на это самая болезненная и массовая», – сказал он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

По его наблюдениям, примерно девять из десяти русскоязычных жителей Эстонии выступают с призывами протестовать против переноса советских памятников с побережья реки Наровы. А оставшееся меньшинство поддерживает произошедшее и пытается успокоить «эту разгорячившуюся публику».

Сравнивая нынешние события с демонтажом статуи «Бронзового солдата» в конце апреля 2007 года, когда в центре Таллинна организация «Ночной дозор» устроила массовые беспорядки, Кузичкин отмечает, что за прошедшие 15 лет ситуация радикально изменилась. «Тогда массовые протесты против переноса бронзовой скульптуры были не спонтанными, чувствовался организаторский талант, несомненно, было вмешательство российского посольства и российских спецслужб. Был массовый подвоз участников акций протеста из России, то есть можно сказать, что в основном это была спецоперация российских спецслужб. Тогда была попытка проверить эстонское государство "на слабо", но оно справилось с этой ситуацией, премьер-министр Андрус Ансип взял события под контроль и сумел в течение двух дней урегулировать ситуацию. И тогда, и сейчас памятники демонтировали, а протестные настроения загнаны вглубь. Сейчас в Нарве демонтированы семь памятников советских времен, подобное происходит и в других городах Эстонии, и, конечно, триггером этих событий стала война в Украине. И все эти памятники - танки, таблички, каменные и бронзовые изваяния и так далее - держались на фундаменте "русского мира". Путин, начав войну, разрушил этот фундамент, и поэтому естественно, что все эти памятники начали сыпаться», – считает собеседник «Голоса Америки».

По его словам, теперь у эстонской стороны появился «инструментарий для несилового подавления» подобных протестов. Например, внесены изменения в закон о гражданстве Эстонской Республики, где речь идет об аннулировании не только видов на жительство, но и статуса гражданина Эстонии, полученного в порядке натурализации, если данный гражданин совершает действия, которые угрожают безопасности эстонского государства.

«В частности, речь идет о рекламе и использовании в публичном пространстве символов агрессии, к которым относятся все эти танки, звезды, буква Z и прочее. Естественно, государство не только декларировало эти поправки, но уже и применило. Потому что с февраля, насколько я знаю, из Эстонии уже депортировано около 100 человек после того, как были аннулированы виды на жительство и долгосрочные визы. И организаторы "Бронзовой ночи" из Санкт-Петербурга тоже были лишены шенгенских виз с правом посещения не только Эстонии, но и всей Европы. И это действует достаточно эффективно, потому что я посмотрел отчеты полиции о происшествиях на месте демонтажа. Вчера было задержано девять участников протестов, сегодня двое, и это, конечно, не сравнить с тем, что было в Таллинне 15 лет назад, когда задержали более двух тысяч человек», – резюмирует Андрей Кузичкин.

XS
SM
MD
LG