Линки доступности

С-300 в Южной Осетии: Тбилиси утверждает, Москва опровергает


Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе обвинил в понедельник 24 августа Россию в наращивании вооружений на Кавказе. В частности, Вашадзе высказал предположение, что наряду с Абхазией и Арменией, Россия уже разместила зенитно-ракетный комплекс С-300 и в отколовшемся от Грузии Цхинвальском регионе.
«Россия поставила ракеты С-300 в оккупированную Абхазию, и Россия напичкала (комплексами) С-300 свою базу в Гюмри. Об этом пока еще не объявляли, но будьте уверены, что у России, скорее всего, уже размещены С-300 в Цхинвальском регионе», – сообщил Вашадзе в интервью грузинскому телеканалу «Имеди».
Глава МИД Грузии считает, что подобными действиями Россия бросает вызов НАТО.

«Россия на Южном Кавказе и граничащих с ним регионах фактически создала тот треугольник, который, по их разумению, понадобится для конфронтации с НАТО или с Турцией», – заявил Вашадзе.
В свою очередь Министерство обороны России 25-го августа опровергло данную информацию.

«Российских систем С-300 на территории Южной Осетии нет. В этом нет никакой необходимости. Прикрытие территории российской базы, а также Южной Осетии, там осуществляют системы войсковой ПВО “Бук”», – сообщило агентство РИА «Новости» со ссылкой на источник в Министерстве обороны России.

Россия не разворачивала на территории Южной Осетии свои зенитные ракетные системы С-300, заявил «Интерфаксу-АВН» в среду источник в Минобороны РФ. «Систем С-300 в Южной Осетии нет», – сказал собеседник агентства. Так он прокомментировал появившееся в СМИ заявление главы МИД Грузии Григола Вашадзе.

В Минобороны РФ отметили, что вопросы прикрытия российской военной базы в Южной Осетии и территории республики «решаются с помощью средств войсковой ПВО». «К ним, в частности, относятся комплексы “Бук”, “Тунгуска” и другие», – уточнил источник.

Вместе с тем он отметил, что С-300 «относится к оборонительному оружию, и никаких ограничений по его размещению на территории российской базы в Южной Осетии нет».

Ранее главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил журналистам, что С-300 в кавказском регионе развернута для прикрытия российской военной базы на территории Абхазии.

«Нами развернута система С-300 на территории Абхазии, которая во взаимодействии со средствами ПВО Сухопутных войск решает задачи по противовоздушной обороне территорий и Абхазии, и Южной Осетии», – сказал главком.

После негативной реакции со стороны ЕС, США и Тбилиси, Россия заявила, что речь шла о зенитно-ракетных комплексах, которые находились на территории Абхазии уже в течении двух лет. Одновременно Южная Осетия высказала заинтересованность в размещении аналогичной системы ПВО на своей территории. В частности, министр обороны самопровозглашенной республики Валерий Яхновец заявил в интервью российским СМИ, что хотя на данном этапе воздушное пространство Южной Осетии и не нуждается в дополнительной защите, размещение С-300 в будущем «не было бы лишним». 11-го августа грузинский МИД выразил протест в связи с действиями России, которые, по официальному заявлению внешнеполитического ведомства Грузии, «создают угрозу не только черноморскому региону, но и в целом безопасности Европы».

На прошлой неделе президенты Армении и России подписали документ о продлении срока нахождения российских военных в Армении до 2044 года. По сообщениям СМИ, Россия планирует ввести военные базы в Гюмри (Армения), Абхазии и Южной Осетии в состав объединенного стратегического командования «Юг» наряду с Северо-Кавказским военным округом, западной частью Приволжско-Уральского военного округа, Черноморским флотом и Каспийской флотилией.

Эксперты в Тбилиси считают, что подобное наращивание российского вооружения внесет еще больше напряженности в без того сложную ситуацию в регионе. Георгий Мчедлишвили, доцент Центра по социальным наукам при Тбилисском государственном университете, сказал в интервью «Голосу Америки», что, установив ПВО в Цхинвальском регионе, Абхазии и Гюмри, Россия сможет контролировать всю территорию Грузии, однако с учетом близости Турции и Ирана, эта проблема, по мнению эксперта, выходит за рамки грузино-российских отношений. «И так понятно, что сейчас позиции России на Южном Кавказе сильнее, чем позиции Запада, но если будут наращиваться вооружения, дисбаланс изменится в пользу России, – отметил политолог. – У России, учитывая мощь ее военного присуствия в регионе, бесспорно, теперь больше козырей чтобы иметь сильные позиции в споре за Южный Кавказ».

Мчедлишвили считает, что конечная цель России сделать из про-американской Грузии «свою марионетку», однако этот сценарий слишком дорогостоящий как в политическом, так и в экономическом смысле. «Размещение С-300 в регионе тоже недешевое удовольствие, но все же России важно самоутвердиться на пространстве бывшего Союза и указать НАТО, и в целом Западу, что Кавказ это зона российского влияния», – отметил Мчедлишвили.

Председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия сказал в интервью «Голосу Америки», что действия России во время войны в августе 2008 года были также направлены против НАТО, «посколько Москва не рассматривает Грузию как какую-то политическую единицу, а воспринимает ее как троянский конь НАТО в российском рубежье». Эксперт уверен, что российские действия после войны продиктованы именно представлением о том, что Южный Кавказ – это зона борьбы против НАТО. «Россия не собирается начинать войну, но, в то же время, хочет укрепить свои позиции на Кавказе, – считает политолог, – наращивание вооружений в регионе оправдано для Москвы соперничеством с НАТО», – добавил Нодия.

Комментируя продление срока пребывания российских баз в Армении, Гия Нодия подчеркнул, что для Армении не выгодно действовать против НАТО. Но, одновременно, у Еревана своя мотивация: эксперт считает, что Армения боится, – если не будет продлен срок действия договора о пребывании российских военных на своей территории, Россия станет поддерживать Азербайджан. «Именно поэтому в Армении уверены – стратегическое партнерство с Россией должно быть сохранено», – добавил политолог.

По мнению Нодия, в НАТО понимают, что Россия до сих пор рассматривает Североатлантический союз как соперника. В то же время, эксперт отметил, что у Запада нет конкретных рычагов для сдерживания России. «Для Запада, на данном этапе, главное поддерживать и развивать собственные структуры т.е. НАТО, ЕС, чтоб было меньше возможности для экспансии России», - уверен политолог.

Нодия охарактеризовал противостояние между НАТО и Россией как «борьбу двух менталитетов». «Российское руководство мыслит категориями 19-го века, это уверенность в том, что нужно укреплять территориальную оборону и что мир поделен на противодействующие блоки, – отметил эксперт, – в странах Запада мыслят несколько иначе».

«Для западных стран важно существование институтов коллективной безопасности, которые не направлены против какой-то страны, а обеспечивают лишь безопасность стран участниц», – сказал грузинский эксперт.
Несмотря на то, что Запад не предпринимает санкций против «незаконных действий» России, Нодия считает, что Грузия смогла сохранить суверенитет только благодаря поддержке Запада. «Россия не может делать все, что хочет и игнорировать мнение международного сообщества, – отметил эксперт, – если бы не поддержка Запада, на данном этапе в Грузии было бы как минимум другое правительство и была бы совершенно другая политическая ориентация».

О других новостях Грузии читайте здесь

XS
SM
MD
LG