Линки доступности

«Сотбис» провел русские торги в Нью-Йорке


Русские торги аукционного дома «Сотбис», завершившиеся в четверг в Нью-Йорке, принесли 13 с половиной миллионов долларов. Эта сумма оказалась в пределах ожиданий организаторов аукциона.

Наиболее дорогим – и уникальным – лотом стала коллекция Якова Перемана, в которую вошли работы членов одесского «Общества независимых художников», существовавшего с 1917-го по 1919 год. Переман был главой одесской радикал-социалистической партии, одним из активистов организации еврейской самообороны «Хагана» и хозяином книжного магазина «Культура», где собирались поэты и художники. В 1919 году Переман вывез более 200 работ из советской Украины в Палестину и мечтал открыть там музей, но этой мечте не суждено было сбыться. Коллекция пропала из виду до 1960-го года, когда она была выставлена на большой выставке в Тель-Авиве вскоре после смерти Перемана. Лот, проданный на «Сотбис», включает произведения художников, имена которых известны лишь узкому кругу специалистов: Михаил Гершенфельд, Теофил Фраерман, Сигизмунд Олесевич и другие. Не смотря на это, коллекция ушла с молотка за без малого два миллиона долларов.

Переман при жизни отказывался разбить свою коллекцию, и аукционный дом «Сотбис» тоже решил продать ее одним лотом, включающим 86 работ. Коллекция была приобретена «Фондом украинского авангарда», и, таким образом, эти произведения возвращаются в Украину. Представитель Фонда, не пожелавший назвать своего имени, сообщил «Сотбис», что коллекция будет сохранена как единое целое. «Мы планируем показать ее в Украине, Израиле, Европе, и далее везде, – сказал он. – Коллекция Перемана – это украинское национальное достояние и мы хотим, что бы эти экстраординарные картины увидел весь мир. Мы надеемся, что теперь любители искусства признают этих “одесских парижан” как истинных гигантов, которыми они на самом деле являются».

Борьба за коллекцию развернулась между Фондом, представитель которого делал ставки по телефону, и другим покупателем, который находился в зале. Последним оказался арт-дилер, представившийся Анатолием, но отказавшийся назвать корреспонденту «Голоса Америки» свою фамилию. «Это редкие, потрясающие работы, – объяснил он свой интерес к коллекции. – Действительно, эти художники мало известны. Но в то время Одесса была, если угодно, украинским или русским Парижем. То, что делали эти художники, было самым авангардным искусством в России того времени».

«Я считаю, что тот, кто приобрел эту коллекцию, совершил замечательную покупку», – добавил Анатолий. Сам он прекратил делать ставки, когда цена достигла миллиона 700 тысяч долларов.

Живой интерес вызвали и работы Павла Челищева, которого называют основателем «мистического сюрреализма». Его «Портрет Рут Форд» был продан за без малого миллион долларов, превысив эстимейт торгового дома в 5 раз. Рут Форд, голливудская звезда и бродвейская актриса, была покровительницей русского художника сначала в Париже, а затем и в Нью-Йорке. Челищев в 1940-е годы жил в ее квартире в знаменитом доме «Дакота» рядом с Центральным парком. Там же проживал и брат Рут Форд, Чарльз, автор романа о гомосексуалистах, который был запрещен в США и в Великобритании.

Челищев умер в 1957 году в Италии. Многие его картины, получившие высокие оценки Дали и Пикассо, достались Рут Форд и ее брату. Чарльз Форд скончался 6 лет назад, а Рут умерла минувшим летом в возрасте 98 лет. Сейчас коллекцию этой семьи распродают наследники.

Еще одно полотно Челищева – «Татуированный человек», напоминающее раннего Пикассо – было продано за 482 тысячи долларов, почти в два раза превысив эстимейт. Картина «Розыгрыш слепого», превысив верхнюю планку ожиданий экспертов в пять раз, была продана за 314,5 тысячи долларов.

Творчество Павла Челищева, белогвардейца и гомосексуалиста, сына калужского помещика, многодетную семью которого выселили по личному приказу Ленина, было практически неизвестно в советское время. Его по-прежнему не считают русским художником – сегодня уже не из-за его биографии, а потому что живопись Челищева более тесно связана с европейским искусством. Как бы то ни было, но в 2007 году в московской галерее «Наши художники» состоялась первая выставка Челищева в России.

По словам коллекционеров, в Америке интерес к Челищеву начал проявляться в течение последних 7-10 лет. В среду были проданы 12 полотен художника. Аукционный дом «Сотбис» намерен в этом году пустить с молотка еще около ста работ из коллекции Рут Форд.

По словам нью-йорского коллекционера Романа Табакмана, внимание к работам Челищева и коллекции Перемана иллюстрирует известную истину: произведения или авторы с уникальной историей всегда вызывают повышенный интерес.

Между тем, некоторые коллекционеры, присутсвовавшие на аукционе, отметили относительно невысокий уровень представленных работ. Не нашли покупателя полотна Бориса Григорьева и Натальи Гончаровой, предварительно оценененные в 400 тысяч долларов каждая. В то же время, картина Константина Коровина «Виши» была продана за 302 тысячи долларов, а работа советского художника Юрия Пименова «Окна утром», написанная в 1959 году, ушла за 314,5 тысяч долларов.

Из работ современных российских художников наиболее дорогой оказалась картина Зураба Церетели «Габриэлла». Она была продана за 86 с половиной тысяч долларов, не намного превысив нижнюю планку эстимейта.

Днем ранее на русских торгах «Сотбис» продавались иконы, скульптурные и ювелирные изделия. Наиболее дорогим лотом здесь стала бронзовая композиция «Арабская конная игра» русского скульптора-анималиста второй половины 19-го века Павла Лансере. Она ушла за 482,5 тысячи долларов. Как это часто бывает, выше эстимейта оказались цены, заплаченные за работы Фаберже: настольные часы из родонита из поместья Фрэнсиса Джонса были проданы за 134,5 тысячи, а лазуритовая ваза с золотыми ножками в виде дельфинов ушла за 115,5 тысяч долларов при предпродажной оценке в 50-70 тысяч.

XS
SM
MD
LG