Линки доступности

Правозащитник Алексей Соколов обратился с письмом к президенту России


Алексей Соколов
Алексей Соколов

После недавней гибели в Грозном активистки общества «Мемориал» и журналистки Натальи Эстемировой, а также последовавших вслед за этим заявлений президента России Дмитрия Медведева о необходимости найти и покарать преступников и обеспечить нормальную работу правозащитников в собственной стране, в российском гражданском обществе появилась новая надежда, что за словами главы государства о верховенстве закона последуют и дела.

Как считает руководитель общероссийского общественного движения «За права человека» Лев Пономарев, преемнику Владимира Путина на президентском посту пора наконец не только начать признавать факты гибели правозащитников, но и обратить внимание на случаи фальсификации уголовных дел против активистов гражданского общества. Одним из наглядных примеров такой фальсификации служит, по утверждению Пономарева, уголовное преследование екатеринбургского правозащитника, члена общественной наблюдательной комиссии в Свердловской области от Общественной палаты РФ Алексея Соколова. Недавно Алексей обратился с письмом к президенту России Дмитрию Медведеву и рассказал о своей истории.

23 апреля 2009 года, сразу же в день проведения пресс-конференции, на которой Алексей Соколов обнародовал итоги своего очередного независимого расследования, посвященного деятельности правоохранительных органов Свердловской области, против него было возбуждено уголовное дело. Вскоре Алексей был арестован. Задержание, как описывает правозащитник в письме к главе государства, происходило в демонстративно грубой форме людьми в штатском, не посчитавшими нужным даже представиться. Прямо возле своего дома, где Соколов гулял с двухлетней дочерью, его повалили на землю, надели наручники и увезли в милицию. Только здесь Алексей узнал, что он обвиняется в разбойном нападении, якобы совершенном им еще в 2004-м году. Показание против него дал соучастник, который давно находится в местах лишения свободы. Обвинение было предъявлено только на основании показаний рецидивиста. А доставленный в СИЗО по этому же уголовному делу еще один участник преступления внезапно повесился в одиночной камере…

Уголовное дело в отношении уральского правозащитника Алексея Соколова – сфабриковано, а его преследование является «актом мести за его правозащитную деятельность». С таким заявлением уже официально выступила Комиссия Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, в которую входят адвокаты Анатолий Кучерена и Генри Резник, журналист Николай Сванидзе, спортсменка и телеведущая Марина Киселева. Подобные заявления сделали и многие другие известные правозащитники. А незадолго до нынешнего обращения Алексея Соколова к президенту уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева подали ходатайство об освобождении Алексея Соколова из-под стражи до суда. Однако судья оставил в силе ходатайство следователя о заключении Соколова под стражу.

По мнению следствия, такая мера пресечения продиктована тем, что в деле о разбойном нападении с участием Соколова могут появиться новые эпизоды. В ГУВД Свердловской области считают, что нет никакой связи между правозащитной деятельностью Алексея Соколова и предъявленным ему обвинением в разбое.

Как сообщила сегодня Русской службе «Голоса Америки» супруга Алексея Гузель Соколова, до нее доходит информация, что представители следствия разъезжают по местным колониям и предлагают заключенным «дать хоть какие-то показания против Соколова», обещая за это различные послабления режима и даже условно-досрочное освобождение.
Содержание под стражей для Соколова продлено до 23 августа сего года.

XS
SM
MD
LG