Линки доступности

Пуля как последний аргумент в спорах россиян о войне в Украине


В Ростове-на-Дону капитан российской армии застрелил таксиста, не сойдясь с ним в оценке «спецоперации»

В Ростове-на-Дону гарнизонным военным судом арестован на два месяца капитан российских вооруженных сил из подмосковного города Руза Алексей Крылов, сообщили накануне СМИ.

Крылову инкриминируется убийство местного таксиста, 51-летнего Романа Говасари.

По предварительной версии, конфликт между капитаном и таксистом произошел из-за спора о войне в Украине. В результате капитан выпустил четыре пули из пистолета Макарова в водителя, и тот скончался на месте преступления.

По данным СМИ, Алексей Крылов ранее побывал в нескольких «горячих точках». Ему грозит до 15 лет лишения свободы.

В соцсетях сообщалось и о других конфликтах, произошедших на почве разногласий по поводу войны в Украине. Они были разной степени ожесточенности, но до трагедий дело до их пор не доходило.

Между тем Левада-центр не выявил за последнее время существенных изменений в настроениях россиян по отношению к «специальной операции». Согласно опросам социологов, основная масса респондентов «одновременно и обеспокоены происходящим, и поддерживают действия российских вооруженных сил». При этом налицо «конфликт поколений»: войну в Украине и политику Кремля в этой связи в большей степени одобряют люди старшего возраста и в гораздо меньшей степени – молодежь.

«Ярых приверженцев того, что происходит в Украине, встретить достаточно сложно»

Чисто внешне растущего напряжения в обществе в связи с войной в Украине не заметно, заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» социальный психолог Алексей Рощин, уточнив, что сам он проживает в Москве и общей картины в стране, особенно ее глубинке, не знает.

«Скорее, удивляет другое: совсем уж ярых приверженцев того, что происходит в Украине, встретить (на улицах, а не на телеэкране) достаточно сложно, – добавил он. – Невольно возникает ощущение, что такие люди стараются не слишком высовываться со своим мнением, а, наоборот, кучкуются в достаточно маргинальных группах, довольные таким кругом общения».

На взгляд Алексея Рощина, у самых широких слоев населения в отношении этой темы наблюдается своего рода «настороженный нейтралитет». По его словам, это как бы «тяжелая, неприятная и отчасти даже неприличная тема, касаться которой не принято».

«Думаю, эксцессы, подобные тому, что произошел в Ростове-на-Дону, вспышки неконтролируемого гнева, спровоцированы синдромом, о котором я часто говорю, – продолжил он. – Часть людей, воевавших в Украине, приходят оттуда, ожидая, что их будут встречать дома как героев, как людей, проливавших кровь за родину. А встречают их весьма прохладно. Это, кстати, было характерно и по отношению к «афганцам» и «чеченцам» (тем, кто принимал участие в войнах в Афганистане и Чечне). Они тоже испытали сильное разочарование, когда вернулись с театров боевых действий».

Нечто подобное было и в США во времена войны во Вьетнаме, напомнил социальный психолог.

«Так что в этом смысле трагедия в Ростове-на-Дону довольно типична и, полагаю, далеко не единична, – констатировал он. – Это, если хотите, отголоски “спецоперации” в Украине. Людям, прошедшим через кровавые бойни со всеми ее ужасами, всегда тяжело было адаптироваться к мирной жизни. При этом не исключено, что они начнут объединяться в какие-то сообщества, испытывая потребность в общении. И тогда жди криминализации обстановки, особенно в социально неблагополучных регионах, которых в России хватает. На то, что им окажут реальную реабилитационную помощь надежд, увы, мало».

С точки зрения властей, они своё дело сделали, резюмировал Алексей Рощин.

«Напряженность в стране безусловно есть, она висит в воздухе»

В свою очередь, научный руководитель Левада-центра, доктор философских наук Лев Гудков затруднился сказать, насколько и в какой степени ростовская трагедия свидетельствует о расколе в российском обществе и поляризации общественных настроений в контексте войны в Украине.

«Но напряженность в стране, безусловно, есть, она висит в воздухе и, думаю, будет усиливаться дальше, – подчеркнул он в комментарии «Голосу Америки». – Однако отдельные инциденты вроде того, что произошел в Ростове-на-Дону, все-таки не характеризуют состояние массового сознания. Потому что пока, в общем, люди, находясь в информационной изоляции и в сравнительно постепенном снижении жизненного уровня, надеются на лучшее и живут иллюзиями, что все обойдется, рассосется как-нибудь само собой, что Россия победит всех своих врагов, и конфликт (в Украине) таким образом будет исчерпан».

Абсолютное большинство россиян, к сожалению, еще просто не осознают радикальности последствий войны в Украине и их драматичности, заметил Лев Гудков. Вместе с тем он отметил, что доверие россиян к официальным СМИ, «старательно подбрасывающим поленья в костер войны», падает.

«У людей растет сомнение в качестве и достоверности предоставляемой им на главных телеканалах страны информации. Доверие к телевидению снизилось за несколько месяцев с пика в марте до примерно 50% в июле, и эта тенденция, очевидно, долгосрочная, что даёт основания для некоторого оптимизма», – подытожил научный руководитель Левада-центра.

XS
SM
MD
LG