Линки доступности

Сочи, безопасность и реальность


Центральный вход в аэропорт города Сочи, Россия. 22 апреля 2013 г.
Центральный вход в аэропорт города Сочи, Россия. 22 апреля 2013 г.

О коллективном «форуме спецслужб» и других нюансах подготовки к Играм-2014 – эксклюзивное интервью с Валерием Кузьминым

Госдепартамент США и Министерство иностранных дел России довольно тесно сотрудничают в преддверии проведения зимних Олимпийских игр в Сочи, особенно в сфере обеспечения безопасности спортсменов и членов американской делегации. Об этом и не только в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» рассказал Валерий Кузьмин, посол по особым поручениям МИДа РФ, курирующий Игры-2014 в Сочи.

Виктор Васильев: Валерий Иванович, в чем именно заключается партнерство МИДа РФ и Госдепартамента США по вопросам, связанным с Белой олимпиадой в Сочи?

Валерий Кузьмин: Когда я посещал Вашингтон на уровне замзамгоссекретаря, который отвечает за вопросы дипломатической безопасности, он информировал меня о том, что в компетенцию [его подразделения] входит в том числе и обеспечение безопасности олимпийской делегации США. Мы обсуждали много разных вопросов. Они находятся в разной стадии решения. Это подбор штаб-квартиры для американской делегации. Обмен информацией в области поддержания безопасности и так далее. Но головным ведомством в этой сфере является ФСБ. Существует нечто вроде коллективного форума спецслужб, представители которых периодически собираются вместе. В нем участвуют и американские партнеры, обсуждая специальные вопросы, касающиеся обеспечения безопасности Олимпийских игр.

Одной из основных целей моей миссии во время поездки в Госдепартамент было также почерпнуть что-то полезное для нас из американского опыта организации Игр. И я скажу, что это были полезные беседы. Мы все учли, на чем-то поучились. Это нормальный процесс накопления позитивного опыта в сфере организации Олимпийских игр.

В.В.: Американская сторона на чем-то особо настаивала в плане обеспечения безопасности своей делегации в Сочи?

В.К.: Вопросы безопасности, как вы понимаете, имеют деликатный характер. Естественно, здесь, особенно, когда речь идет о безопасности спортсменов на таких важных, престижных событиях мирового масштаба, как Олимпийские игры, излишняя гласность вредит. Поверьте мне, что эти вопросы находятся в стадии проработки, и я уверен, что все они будут благополучно и к взаимному удовлетворению решены. Хотя, разумеется, если, скажем, вы попытаетесь сравнивать подход [к обеспечению безопасности] американской делегации с подходом некоторых других стран, то… Сфера интересов и приоритетов бывает разная. Кому-то хочется привезти с собой непосредственно секретных агентов, пусть даже без оружия. Кому-то – еще что-то. Все пожелания учитываются, обсуждаются на профессиональном уровне. Но МИД в этом не участвует. Не наша сфера. Мы занимаемся внешнеполитической координацией.

В.В.: Тем не менее, на Западе существуют серьезные опасения относительно безопасности для туристов, спортсменов на Играх-2014 с учетом того региона, где расположена столица Белой олимпиады. Вы можете как-то снять озабоченность мировой общественности?

В.К.: В той мере, в какой это от меня зависит, я хотел бы успокоить общественность. В пределах того, что мне известно из участия в различных координирующих органах по подготовке Олимпийских игр, принимаются вполне исчерпывающие меры по обеспечению их безопасности. Но вы должны понимать и то, что международный терроризм едва ли признает какие-то границы. Скажем, печальный эпизод на Бостонском марафоне это лишь подтверждает. И применительно к Олимпийским играм здесь очень важен элемент международного сотрудничества. Такое сотрудничество налажено. Если где-то оно, может, еще дает какие-то мелкие сбои, то это и является предметом заботы и работы специализированных агентств и служб.

В.В.: Последний «шпионский» скандал в Москве, на ваш взгляд, не повредит этому процессу?

В.К.: К шпионским скандалам Министерство иностранных дел никакого отношения не имеет. Но, разумеется, мы рассчитываем, что это ничему не повредит. Просто не надо давать поводов для этого. Тогда вообще подобных вопросов не будет возникать. Тем более, подчеркиваю, эта тема не забыта. Она постоянно прорабатывается. И для этого проводятся встречи. Насколько мне известно, уже проведено несколько довольно серьезных встреч компетентных людей. Но мы очень, очень надеемся, что все будет хорошо.

В.В.: Есть ли, по вашей информации, страны, которые собираются бойкотировать Игры в Сочи?

В.К.: У меня нет такой информации. Насколько я знаю, Олимпийский комитет Грузии принял решение направить свою делегацию [в Сочи]. Это очень позитивное решение. Потому что резолюция об олимпийском перемирии (ее обычно принимают накануне проведения очередных Игр – В.В.) – это средство улучшения отношений между странами и преодоления любых проблем, которые имеются.

В.В.: Уже известно точно, сколько стран приедет в Сочи?

В.К.: К сожалению, нет. Это всегдашняя проблема. Я повсеместно слышу одно и то же, особенно это касается делегаций высшего уровня. Конкретная информация [на этот счет] поступит в лучшем случае за месяц, а то и за две недели [до начала Игр]. Многие руководители иностранных государств в разных форматах выражали интерес к тому, чтобы посетить Сочи. Но на данный момент у нас пока нет ни одного официального обращения, в котором было бы написано, что такой-то президент или премьер-министр собирается приехать в Сочи.
XS
SM
MD
LG