Линки доступности

Столица Олимпийских игр-2014 задыхается от мусора


Строительство Большой ледовой арены в Сочи
Строительство Большой ледовой арены в Сочи

Если судить по сообщениям российских СМИ, то главная забота страны в преддверии зимней Олимпиады-2014 – это выбор талисмана Игр. О развернутой же гигантской стройке в районе Сочи и вызванными ею проблемами для окружающей среды принято либо говорить хорошо, либо никак. Хотя мнение независимых экологов тут нередко идет вразрез с официальной точкой зрения.

Накануне нового года глава Сочи Анатолий Пахомов провел в ИТАР-ТАСС пресс-конференцию, на которой рассказал, как развивается город-курорт. На его взгляд, застарелые проблемы – энергетические, экологические, транспортной логистики и другие – успешно решаются. Заработала в начале года новая дорога в обход Сочи, строится дублер этой дороги, 60 процентов которой пройдет под землей, построена новая сочинская ТЭЦ, завершается рекультивация адлерской свалки.

«Благодаря Олимпийским играм Сочи избавится от транспортных проблем, это мы обещаем. Так что уверен, что у Сочи прекрасное будущее. Преувеличены и представления о том, что у нас в городе – сплошная стройка. Строек у нас много, но туристы их не видят, и отдыху их ничто не мешает. Кроме того, у нас очень безопасный город», – заверил сочинский мэр.

Не менее сведущий человек – директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов – в интервью «Голосу Америки» назвал состояние экологии при строительстве без обиняков удручающим и признал, что ситуация там не улучшилась.

«У нас почему-то акцентируют внимание в основном на проблемах Сочинского национального парка, очередь при строительстве совмещенной дороги Адлер – Красная Поляна. На побережье Черного моря при строительстве олимпийских объектов нами выявлено тоже довольно много серьезных нарушений природоохранного законодательства. Это и нерациональное использование почвенного слоя, который там, кстати, не такой уж и богатый, и несанкционированные свалки», – заявил эколог.

Особенно он заострил внимание на проблеме отходов, которая была учтена в Заявочной книге Сочи-2014. По словам Романа Пукалова, город задыхается от мусора. Его и прежде там хватало с избытком.

«Но сейчас при появлении строительной техники в огромных количествах возник явный перебор, – рассказывает он. – Грузовики с мусором сейчас едут из центрального района Адлера через весь Большой Сочи, на самый дальний конец, и за день успевают сделать всего рейс в одну сторону. В то же время существующие полигоны Адлера переполнены и должны были быть закрыты еще год назад. Их там трамбуют, пытаются каким-то образом законсервировать, но складировать-то негде. Де-факто нет ни одного мусороперерабатывающего завода, которые были запланированы. Даже площадка под них не определена до сих пор».

Экологическая цена Олимпиады

Роман Пукалов утверждает, что всеми силами стремится держать под контролем экологическое сопровождение строительства олимпийских объектов – это тоже одна из задач на 2011 год. Но силы в данном случае неравны. Муниципальным органам власти Большого Сочи, к сожалению, в рамках выделенного бюджета справится с такими темпами работы не зубам, говорит эколог.

«Власти Краснодарского края относительно оперативно реагируют на наши замечания, мы взаимодействуем с департаментом окружающей среды. Но и им тяжело справится с теми монстрами, которые там выступают подрядчиками. Те строили, совершенно не получив ни разрешительную, ни согласительную документацию, которую зачастую проводили потом задним числом», – сетует Роман Пукалов.

По его свидетельству, временные дороги проводились безжалостно по уникальным самшитовым лесам, вырубались деревья, занесенные в «Красную книгу». Потом, когда вице-премьер правительства Александр Жуков приехал и вмешался, кое-какие элементы варварства удалось устранить, говорит Пукалов. Но большей части леса был нанесен невосполнимый урон.

Директор «Зеленого патруля» считает, что, учитывая масштабы бедствия, экологические потери удастся нивелировать лишь отчасти и после завершения Игр.

«Но надо не просто высаживать две сотни саженцев, которые погибнут на следующий год без надлежащего ухода, – предупреждает он. – Это действительно должны быть серьезные компенсационные расходы. Река Мзынта и ее форелевая популяция истощилась – из-за строительства, помутнения воды, проблем с аэропортом идет серьезные изменения русла реки. Тогда стройте рыборазводный завод, вкладывайте деньги, компенсируйте потери».

Директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин также полагает, что те две тысячи гектаров, которые заняты под олимпийское строительство, потеряны для природы. Свою главную задачу он видит в том, чтобы эта, по его словам, «зараза» не расползалась дальше, и жестко борется за те ценные места, которые еще остались вокруг. «Пока это удается делать», – убежден он, пусть и далеко не в той мере, в какой хотелось бы.

По данным Игоря Честина, в ту же Мзынту, которая являлась местом нереста примерно для 20 процентов всего черноморского лосося, рыба туда уже года два-три не заходит. «Это та экологическая цена Олимпиады, которая уже заплачена», – делает вывод эколог с мировым именем.

Другие статьи об экологии читайте здесь

Перейти на главную страницу

XS
SM
MD
LG