Линки доступности

Ярослав Трофимов: «Осада Мекки» - Забытое восстание в главной исламской святыне и рождение Аль-Кайды


Обложка книги Ярослава Трофимова «Осада Мекки»: Забытое восстание в главной исламской святыне и рождение Аль-Кайды
Обложка книги Ярослава Трофимова «Осада Мекки»: Забытое восстание в главной исламской святыне и рождение Аль-Кайды

Вторая половина 20-го века полна событиями, которые, на момент, когда они происходили, казались безумно важными. Однако вскоре новые происшествия вытесняли из нашей памяти все следы прошлой сенсации и мы легко забывали имена и географические названия, которые когда-то гремели в заголовках новостей. И уж никак мы не могли бы отличить судьбоносное событие от пустышки. Мало кто из тех, кому сегодня за полтинник, вспомнит, к примеру, где находилась Биафра, почему восстали Мау-мау, сколько было принципов Панча Силы или куда же все-таки делся Чомбе.

Корреспондент газеты «Уолл-стрит джорнэл» Ярослав Трофимов написал книгу, посвященную одному из таких событий, происшедшему почти 30 лет назад, значение которого современники явно недооценили.

20 ноября 1979 года, или в первый день месяца Мухаррам 1400 года по исламскому календарю, группа вооруженных людей захватила святая святых мусульманского мира – Аль-Масджид аль-Харам – Запретную мечеть в Мекке, во внутреннем дворе которой находится Кааба – кубическое строение, к которому всякий правоверный мусульманин должен по крайней мере раз в жизни совершить хадж.

Захватчики утверждали, что они реализуют древнее пророчество о приходе Махди – искупителя, провозвестника близкого конца света, своего рода мессии. Действительно, среди них был молодой человек, который в точности соответствовал описанию Махди в одном из хадисов – устных высказываний пророка Мухаммеда, которые не попали в Коран. Его, как и пророка, звали Мохаммед Абдулла, как и пророк, он происходил из племени курайшитов, обладал внешним сходством с пророком, а именно, широким лбом и выдающимся носом, был высок, отличался светлой кожей и на щеке у него было большое родимое пятно.

Махди должен был явиться миру в первый день нового века, в период раздоров, когда мусульмане отошли бы от заветов пророка. После объявления о приходе Махди все правоверные мусульмане должны были принести ему клятву верности, отрекшись от своих правителей. Затем должны были последовать кровопролитные войны: сначала – с полчищами христиан, а затем – с многотысячным воинством иудеев. На стороне последних выступит Ад-Даджаль – посланник сатаны, исламский вариант Антихриста, но на помощь Махди придет Иисус Христос и уничтожит евреев всех до одного. Ну а уж после этого восторжествует царство справедливости и благоденствия.

Во главе вооруженной группы сторонников Махди стоял бывший капрал Национальной гвардии Джухайман, последователь радикальнейшего варианта ваххабизма. Захват мечети произошел в момент, когда она была до отказа забита паломниками со всего света. Часть из них захватчики взяли в заложники, а остальных выпустили. Они быстро взяли под свой контроль огромный комплекс мечети, установили на минаретах пулеметные гнезда и легко отбили атаку подоспевших полицейских.

Великолепный рассказчик, Трофимов широкими сочными мазками воссоздает цепную реакцию, которую это событие вызвало по всему миру.

На заседании в Белом доме президент Картер и ведущие сотрудники его администрации тут же решили, что поскольку речь идет о мусульманских фундаменталистах, то мечеть явно захватили иранцы. Тот факт, что иранцы – шииты, а ваххабиты – их злейшие враги, нисколько не смутил госсекретаря Вэнса и советника президента по национальной безопасности Бжезинского. Они до последнего настаивали на своей версии, неохотно расставшись с ней лишь когда им были предъявлены неоспоримые факты. В ответ на предполагаемую иранскую агрессию, американская администрация стала рассматривать меры по защите Саудовской Аравии и, в частности, возможность отправки в Персидский залив дополнительной авианосной группировки.

Не менее скоропалительный вывод был сделан и в исламском мире: поскольку мечеть захватили вооруженные люди, то ими могли быть либо американцы, либо евреи. В связи с этим от Ливии до Бангладеш прокатилась волна нападений на американские представительства. В Пакистане разгневанная толпа студентов при явном попустительстве военного диктатора Зия-уль-Хака захватила посольство США в Исламабаде. Его сотрудники спрятались в бронированном укрытии и студенты развели вокруг него огонь, пытаясь зажарить американцев живьем, однако у них не хватило мочи довести дело до конца, и с наступлением темноты атаковавшие разошлись. При штурме погиб один американский морской пехотинец. Джимми Картер тут же отправил Зия-уль-Хаку благодарность за своевременные меры по спасению дипломатов.

Король и старшие принцы Саудовской Аравии, весь моральный авторитет которых зиждился на том, что саудовский монарх является покровителем мусульманских святынь, больше всего боялись потерять лицо, поэтому сделали вид, что ничего не произошло, и наложили запрет на передачу какой-либо информации из Мекки.

Больше всех от создавшейся ситуации выиграл Советский Союз, но вскоре он сам исправил положение, введя свои войска в Афганистан, тем самым умудрившись отвлечь на себя гнев мусульманского мира, который уже было обрушился на Америку.

Между тем все попытки саудовских военных выбить мятежников из мечети проваливались одна за другой. Сторонники Джухаймана были хорошо вооружены, метко стреляли и потери правительственных войск измерялись десятками погибших. Нужно было применять артиллерию и бронетехнику, а это попахивало святотатством, поэтому властям было необходимо заручиться фетвой со стороны улемы, разрешающей применение тяжелых вооружений. Ученые мужи тщательно проанализировали тексты Джухаймана, обвинявшего саудовские власти в моральном вырождении, сотрудничестве с американскими кафирами, отходе от основ веры. Особенно его огорчали появление женщин на экранах телевизоров, а также рост популярности футбола среди мусульман. Богословы – ваххабиты до мозга костей – явно симпатизировали Джухайману. Единственное, с чем они никак не могли согласиться, относилось к пришествию Махди. Они быстро нашли неувязку между сложившейся ситуацией и пророчеством. Ведь в хадисе ясно было сказано, что 70 тысяч евреев, которые будут уничтожены Иисусом, должны прибыть из иранского города Исфахан. Но ведь с приходом к власти Хомейни евреев в Иране не осталось. Стало быть, и джухаймановский Махди является липовым!

Улемы выдали фетву, но обусловили ее тем, что отныне саудовская монархия должна выполнять свой исламский долг. Больше не должно быть женщин на телеэкране, нужно запретить показ фильмов, в которых мужчина и женщина, не являющиеся родственниками, оказываются наедине в закрытом помещении, а алкоголь должен стать табу. Социальной либерализации должен был быть положен конец. Но главным условием, которое аукнется миру одиннадцатым сентября, стало требование о том, чтобы миллиарды саудовских нефтедолларов пошли на распространение ваххабитского учения по всему миру.

Как позднее сформулировал результаты этой встречи один из саудовских принцев, улемы потребовали принятия требований Джухаймана в обмен на помощь в деле ликвидации самого Джухаймана.

Монарх принял условия богословов. При помощи танков, артиллерии и ядовитых газов мятеж был подавлен. В ходе штурма Махди, считавший себя неуязвимым перед лицом смерти, занимался тем, что подбирал гранаты, брошенные противником, и швырял их назад. Рано или поздно закон вероятности оказался сильнее хадиса, и взорвавшаяся в руках Махди граната превратила его тело пониже пупка в кровавое месиво. После смерти искупителя его воинство пало духом и, понеся большие потери, загнанное в подземелье, оно сдалось. Джухайману и нескольким десяткам его товарищей отрубили голову.

Запретная мечеть была восстановлена строительной компанией, которую возглавлял Салем бин Ладен. Мужество и жертвенность Джухаймана произвели неизгладимое впечатление на юного Осаму бин Ладена, младшего брата Салема. С этого момента он решил посвятить свою жизнь джихаду. Его соратниками по борьбе стали десятки тысяч выпускников медресе – религиозных школ, построенных по всему миру на саудовские деньги.

Пересказывать журналистское расследование, написанное в жанре захватывающего дух триллера – неблагодарное занятие. Приходится упускать интригующие детали, позволяющие на мгновение заглянуть за кулисы и увидеть, как именно творится мировая история. К тому же критика душит откровенная зависть к автору столь талантливой книги. Остается лишь пожелать читателю самому получить удовольствие от чтения книги американского журналиста со столь русским именем – Ярослав Трофимов.

XS
SM
MD
LG