Линки доступности

Наследие Шеварднадзе


Эдуард Шеварднадзе
Эдуард Шеварднадзе

Бывший директор Радио Свобода Эндерс Уимбуш вспоминает об одном из самых известных советских и грузинских политиков

Бывший директор Радио Свобода Эндерс Уимбуш, близко знавший Эдуарда Шеварднадзе, называет себя большим его поклонником.
«Не стоит забывать, что президент Шеварднадзе – выходец из очень жесткой системы, в которой было непросто выжить. Вот где он учился политике… В то же время, он был удивительно теплым человеком, с огромным чувством юмора», – рассказывает Уимбуш.

Шеварднадзе запомнился Уимбушу как человек решительный, но склонный «заглядывать в себя» в поисках ответов на стоявшие перед ним вопросы. А вопросы эти были тяжелыми, особенно после 1991 года, когда, по мнению Эндерса Уимбуша, грузинский политик едва ли не каждый день спрашивал себя, чего он добился, насколько это соответствует тому пути, по которому должна идти Грузия, и какова его дальнейшая роль.

«Он очень хорошо умел слушать, – вспоминает Уимбуш в интервью Грузинской службе «Голоса Америки». – Он садился и слушал, слушал, слушал… Немного понимал английский, но в основном – с помощью хороших переводчиков. Делал очень много пометок и записей, а потом задавал самые глубокие, проникновенные вопросы из всех лидеров, с которыми мне доводилось иметь дело».

Эдуард Шеварднадзе оставил большое наследие, каждый аспект которого чрезвычайно важен, полагает Уимбуш. Во-первых, это участие министра иностранных дел, а затем внешних сношений СССР в расформировании Советского Союза. Американский эксперт полагает, что роль Шеварднадзе была одной из важнейших.

«Михаил Горбачев, – констатирует Уимбуш, – под конец своего правления стал намного более авторитарным руководителем, пытавшимся удержать и реформировать СССР. А Шеварднадзе считал, что все кончено. И он говорил Горбачеву об этом – равно как и том, что не станет его поддерживать. И это был конец. Немало причин привело к падению Советского Союза, но Шеварднадзе, как никто другой, работал над расформированием той страны. Он был большим политиком, блестящим стратегом, способным руководить. Одним из двух величайших людей в тот период».

Вторая часть наследия Шеварднадзе – его работа в постсоветской Грузии, которую он возглавил, когда в стране фактически не существовало экономики, и царил хаос. «Что-то он мог изменить, что-то – нет, – констатирует Уимбуш. – В чем-то его до сих пор винят. И, возможно, он ответственен за это. Трудно сказать. Но когда пришла «Революция роз», эта часть его наследия осталась навечно. Он ушел со сцены, вернулся к частной жизни и сказал, что свою роль сыграл. Где вы видели, чтобы бывший коммунистический лидер не делал совсем ничего, чтобы цепляться за власть как можно дольше?»

Уимбуш подчеркивает: именно Шеварднадзе взрастил то новое поколение грузинских политиков, которые пришли ему на смену. В том числе и Михаила Саакашвили, отстранившего его от власти.

XS
SM
MD
LG