В храме святой великомученицы Екатерины, где располагается подворье Американской православной церкви при Московском патриархате, сегодня прошла панихида по жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 года. В этой уже традиционной ежегодной церковной службе приняли участие сотрудники посольства США в Москве, главы 20 зарубежных дипломатических миссий, представители МИДа, Совета Федерации, Государственной Думы, администрации президента РФ.
Выступивший после службы посол Соединенных Штатов Джон Байерли отметил, что он хорошо помнит, как в тот трагический день восемь лет назад руководство России сразу выразило солидарность с правительством США в борьбе против террора, помнит и то, как простые москвичи несли цветы, иконы и поминальные свечи к американскому посольству. Это показывает, что самые важные ценности у миллионов американцев и россиян общие. Ведь и американский народ скорбит о жертвах терактов в России: в Буйнакске, Каспийске, Москве, Беслане, а также по всему миру.
«Борьба против терроризма – это вовсе не война между религиями. Это битва между теми, кто верит в терпимость и любовь, против тех, кто проповедует страх и ненависть, – подчеркнул Джон Байерли, – а лучшим памятником жертвам терроризма явится наша общая приверженность цели построить мир, где не станет ни оправдания, ни убежища для террористов, и где наши дети будут жить без страха».
С тем, что память – это тоже оружие согласился и выступивший председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Он добавил, что терроризм невозможно победить в военных операциях, потому, что «терроризм – это не только физическое уничтожение людей, это сначала их «духовное оболванивание». А значит, так важен диалог мировых цивилизаций, диалог религий. В этом убеждает опыт антитеррористической борьбы и в Америки, и в России, заключил Владимир Якунин.
«Сегодня мало быть товарищами по несчастью, надо стать и братьями по оружию. По оружию, направленному против мирового терроризма», - такой акцент сделал в своем выступлении первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Александр Торшин. Чуть позже член Национального антитеррористического комитета РФ Александр Торшин в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки» пояснил, что он имел в виду, говоря о «братстве по оружию»: «Примерно два – два с половиной года назад «похолодали» отношения между национальными спецслужбами. Мы разругались с английскими спецслужбами, хуже стали контакты с американскими коллегами. Возможно, это оказалось и следствием «затишья» – повсеместного уменьшения числа терактов. Вот все и решили: дескать, зачем взаимодействовать, когда угроза ослабла. И не случаен результат – беспрецедентный в этом году рост террористической активности на Кавказе, в Афганистане, Пакистане, Ираке…».
Необходимость укрепления американо-российского сотрудничества в обеспечении международной безопасности отметил сегодня в комментарии Русской службе «Голоса Америки» и председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов:
«На заседание нашего комитета 21 сентября мы пригласили посла США господина Джона Байерли. Это как раз в преддверие новой встречи наших двух президентов, теперь уже в Америке. Наше заседание должно подготовить почву для ратификации в Федеральном Собрании российско-американского соглашения о расширении транзита в Афганистан. Мы готовы идти достаточно далеко в этом сотрудничестве, потому как прекрасно понимаем, что войска международной коалиции, действующие против талибов, защищают и наши южные границы».
Вместе с тем этот российский политик отметил, что пора перестать сотрудничать только в борьбе против общего врага. Надо стать, наконец, союзниками во имя общей цели. Такое «созидательное союзничество» более продуктивно и стратегически верно. Давно пришло время думать не только о том, как нанести очередной военный удар по талибам, но и о том, как помочь афганскому народу создать эффективную, основанную не на наркотрафике, экономику, как вовлечь молодое поколение в мирный и успешный труд. А значит, нужно разрабатывать «новый план Маршалла» для Афганистана. Такая совместная работа могла бы стать общим вкладом США и России в искоренение причин терроризма, сделал вывод российский сенатор Михаил Маргелов.