Линки доступности

СНВ-3 держит паузу


Комитет по международным делам Сената США отложил голосование по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Изначально планировалось, что процедура голосования пройдет в среду 4 августа. Ныне оно перенесено на 15 или 16 сентября.

Одобрение этого комитета необходимо для передачи договора на ратификацию полным составом Сената. Договор был подписан президентами США и России в апреле 2010 года. За это время Комитет по международным делам Сената США провел по СНВ-3 почти 20 слушаний.

Дэрил Кимбалл (Daryl Kimball), директор Ассоциации по контролю над вооружениями (Arms Control Association) называет «печальным» решение о переносе голосования. Стивен Пайфер (Steven Pifer), старший научный сотрудник исследовательского Института Брукингса (Brookings Institution), думает, что по крайней мере частично это решение было обусловлено тем, что сторонники ратификации СНВ-3 намерены получить подавляющую поддержку на голосовании в комитете, и им требуется дополнительное время для того, чтобы склонить на свою сторону скептиков.

В верхней палате парламента США заседают 100 сенаторов; для того чтобы договор был ратифицирован, требуется, чтобы в его пользу высказались как минимум 67 из них. Ныне 59 сенатских кресел контролируют демократы, 41 – республиканцы, следовательно, для того чтобы ратифицировать договор, демократы должны заручиться поддержкой части республиканцев. Известно, что некоторые видные члены Республиканской партии – среди них, например, Митт Ромни, бывший кандидат в президенты США, решивший попытать счастья в борьбе за Белый дом и в следующем избирательном цикле – высказались против заключения этого договора. В то же время убежденным сторонником ратификации соглашения является влиятельный сенатор-республиканец Ричард Лугар.

Дэрил Кимбалл напоминает, что лишь немногие республиканцы однозначно выступают против ратификации СНВ-3 – на сегодняшний момент их двое. Большинство республиканских законодателей пока не определились с выбором, поэтому сохраняется значительный шанс того, что сторонникам американо-российского договора удастся заполучить их голоса.

Республиканцы, в частности, высказывали опасения, что СНВ-3 сокращает стратегические ядерные вооружения, но не касается тактических ядерных зарядов, по числу которых Россия предположительно превосходит США.

Точных данных о размерах тактических ядерных арсеналов (ТЯО) пока не имеется. Международная комиссия по нераспространению ядерного оружия и разоружению считает, что США ныне располагают примерно 500 тактическими зарядами, а Россия – примерно двумя тысячами. По оценкам Центра исследований проблем нераспространения Монтерейского института, Россия обладает 5000 единиц ТЯО, США – 1100. Ранее высокопоставленные представители США и России намекали на то, что после вступления в силу СНВ-3 стороны могут сесть за стол переговоров и обсудить вопрос о тактическом ядерном оружии.

Республиканцы также опасаются, что после ратификации договора администрация Барака Обамы сократит финансирование военных ядерных программ и таким образом остановит процесс их модернизации. Чтобы ослабить позиции критиков, в мае администрация Обамы заявила о намерении потратить на эти цели 180 миллиардов долларов в течение ближайших десяти лет. В июле был одобрен соответствующий бюджет на 2011 год – «военный атом» получил 7 миллиардов, что на 10% больше, чем в 2010 году.

Стивен Пайфер обращает внимание на то, что сенатские дебаты ныне идут в основном не о конкретных положениях договора, а о проблемах, которые имеют к этому договору непрямое, а иногда и весьма отдаленное отношение. Дэрил Кимбалл убежден в том, что при финальном голосовании СНВ-3 получит поддержку подавляющего большинства сенаторов. Аналогичного мнения придерживается и Пайфер.

История показывает, что на ратификацию большинства соглашений такого рода Сенат тратил значительное время. К примеру, процесс ратификации договора СНВ-1, подписанного в 1991 году, затянулся почти на три года.

Судя по всему, действия Сената США повлияют и на действия Государственной Думы России – президент Дмитрий Медведев не раз заявлял, что ратификация договора в США и в России должна быть синхронизирована. Показательно, что администрация Медведева передала в Думу текст договора уже после того, как работу над ним начал Комитет по международным делам Сената США.

XS
SM
MD
LG