Линки доступности

Дело Сафарова и Нагорный Карабах: преступление без наказания


Экстрадиция в политическом контексте

Освобождение президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Рамиля Сафарова дало многим армянским политологам повод заявить, что Армении необходимо выйти из переговорного процесса по нагорно-карабахскому конфликту, признав независимость региона.

Как передает информационное агентство Regnum, 4 сентября министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян подчеркнул в ходе совместной (с главой внешнеполитического ведомства Аргентины Маркосом Тимерманом) пресс-конференции, что выходить из переговорного процесса по Карабаху Армения не собирается.

«Факт освобождения убийцы уже оказал отрицательное воздействие на переговоры по карабахскому урегулированию, а также на региональную стабильность и мир», – констатировал министр. «Однако, – продолжил он, – Армения не пытается выйти из переговорного процесса, провалить их, это стиль действий Азербайджана. И сделка по экстрадиции Сафарова из Венгрии в Азербайджан также была направлена на это».

Возвращение на родину

«Сафаров не может быть собирательным образом азербайджанцев. Он – обыкновенный гражданин своей страны, которому надо было дать шанс вернуться на родину», – считает руководитель отдела интеграции Европейского Движения Азербайджана Зинаддин Бабаев.

Напомним, что именно это и сделали власти Азербайджана. 31 августа Венгрия экстрадировала Рамиля Сафарова – убийцу лейтенанта вооруженных сил Армении Гургена Маргаряна. В Азербайджане Сафарова ожидала теплая встреча. В тот же день президент Ильхам Алиев обнародовал указ о его помиловании.

19 февраля 2004 года Гурген Маргарян, командированный в Будапешт на курсы английского языка в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира», был убит азербайджанским офицером Рамилем Сафаровым. Маркарян был убит ночью, во сне – и с помощью топора. Задержанного полицией Сафарова обвинили по статье 166.2 УК Венгрии (убийство при отягчающих обстоятельствах). 13 апреля 2006 года Сафаров был осужден на пожизненное лишение свободы без права на амнистию в течение 30 лет.

«Для любого государства это нормально – заботиться о своих гражданах, и в этом смысле сам интерес Азербайджана к Сафарову является абсолютно естественным, и в этом нет ничего политического», – сказал в интервью русской службе «Голоса Америки» главный редактор интернет-портала «Кавказский узел» Григорий Шведов. – «Однако, – подчеркнул журналист, – решение освободить Сафарова сформировало политическую компоненту этому процессу. Если бы ему были бы созданы особые условия в тюрьме, если бы он отсидел определенный срок, это было бы нормальным явлением, но, безусловно, азербайджанские власти своим решением сами политизировали процесс».

«Держать Сафарова в тюрьме стало первой целью правительства Армении и армянского лобби, а его освобождение – "национальным долгом" Азербайджана. В последние несколько лет обе стороны использовали все возможные средства и связи для того, чтобы победить в этой важной борьбе. Освобождение Сафарова – полезное явление, как для азербайджанского, так и для армянского правительства», – полагает магистр факультета международных отношений и конфликтологии Упсальского университета Бахтияр Асланов. «В следующем году, – отмечает Асланов, – и в Азербайджане, и в Армении состоятся президентские выборы. Освобождение и экстрадиция Рамиля Сафарова поможет президенту переизбраться… Правительство хотело показать, что Азербайджан может заботиться о каждом из своих граждан. И, я думаю, ему это удалось».

Игорь Мурадян – завотделом США и региональной политики в ереванском Институте геополитики и геоэкономики – также считает, что случившееся – как нельзя более кстати в преддверии президентских выборов в Азербайджане. Однако «со стороны Армении политика пока в дефиците», полагает аналитик: «Все еще не предприняты конкретные шаги, а без этого наша страна не будет иметь политической перспективы».

Как уже сообщалось на сайте «Голоса Америки», 31 августа Армения официально прекратила дипломатические отношения с Венгрией. Госдепартамент США выразил крайнее беспокойство в связи с произошедшим и осудил действия Венгрии и Азербайджана. Агентство РИА «Новости» приводит слова Майи Касьянчич – представителя дипломатического руководителя ЕС Кэтрин Эштон, призвавшей Азербайджан и Армению не допустить эскалации напряженности в двухсторонних отношениях. Сходное заявление сделали и сопредседатели Минской группы. МИД России в специальном заявлении осудил действия как официального Будапешта, так и официального Баку.

«Венгрия находится в тяжелом социально-экономическом положении и не имеет никаких ощутимых внешнеполитических амбиций. А потому – с готовностью обменяла свой "статус" члена Европейского Союза и НАТО на масштабный подкуп. Венгерское руководство прекрасно понимало, на что идет, и надеялось, что «армяне пошумят пару дней и успокоятся», – так характеризует позицию Венгрии Игорь Мурадян.

Впрочем, "шумят" о случившемся и граждане Венгрии. В социальных сетях появилась страница под заголовком «Армения, просим прощения за нашего премьер-министра», где венгры, проживающие в Венгрии и других странах, выражают свое разочарование решением венгерского правительства об экстрадиции Сафарова.

Ранее Венгрия сообщала, что Азербайджан пообещал выполнить вердикт Будапештского суда, предусматривавший, что преступник, приговоренный к пожизненному заключению, может быть освобожден не ранее, чем через 25 лет лишения свободы. Узнав об освобождении Сафарова, парламентский госсекретарь Венгрии по иностранным делам Жолт Немет в дипломатической ноте на имя посла Республики Азербайджан в Венгрии Вилаята Гулиева заявил, что венгерское правительство было ошеломлено решением азербайджанской стороны предоставить амнистию Рамилю Сахибу Сафарову, осужденному на пожизненное заключение в 2006 году. «Венгрия считает неприемлемым и осуждает шаги Азербайджана, противоречащие международному праву», – говорится в заявлении.

Бахтияр Асланов считает экстрадицию и освобождение Сафарова законными. «В 12 статье Европейской конвенции о выдаче осужденных лиц ясно говорится: "Каждая Сторона, – цитирует он конвенцию, – может осуществить помилование и амнистию либо смягчить наказание в соответствии со своей конституцией или другими законами". «Более того, – продолжает Асланов, – как президент Азербайджана (в соответствии с Конституцией Азербайджана) Ильхам Алиев имеет право помиловать любого осужденного».

По мнению Зинаддина Бабаева, освобождение Сафарова – вовсе не предвыборный маневр. «Завершается 2012-ый год, а достойного политического соперника ему (Ильхаму Алиеву – А.А.) так и нет, что для азербайджанского общества – удручающий факт. Как социальный аналитик и маркетолог, могу сказать: за год, оставшийся до президентских выборов, такая политическая фигура появиться не может». Что же касается дискуссий по поводу освобождения Рамиля Сафарова, то, по словам Бабаева, их цель – «создать варварский, дикий образ моей страны и ее граждан».

«Дело Сафарова» поставило Азербайджан на уровень чиновников Чеченской Республики, считает Григорий Шведов. «Азербайджан, – констатирует журналист, – со своим авторитарным режимом, конечно, мог бы выше котироваться в европейском пространстве, если бы не позволял себе методов характерных для Центрально-Азиатских стран и для Северного Кавказа. Случай с Сафаровым заставляет экспертное и дипломатическое сообщество вспомнить успешные "переговоры" чеченских политических тяжеловесов с чиновниками в Арабских Эмиратах по поводу отбывавших пожизненное наказание в тюрьме (в Арабских Эмиратах) за убийство Сулима Ямадаева. Как мы знаем, недавно были освобождены Махсуд-Джан Исматов и Махди Лорния осужденные за убийство героя России. Это демонстрирует, что договоренность может быть достигнута двумя такими субъектами, как российский деспотичный, суперавторитарный регион (Чечня) и государство, в котором по решению суда люди отбывали наказание. Полное пренебрежение к нормам права и морали, использование шариата в угоду определенным политическим группам стало нормой. Конечно, в отличие от Чечни, Азербайджан – это государство. В авторитарном Азербайджане есть развитое гражданское общество, есть независимые СМИ, есть судебный институт, хотя и подверженный очень сильному влиянию государства. Всего этого нет в Чечне, но, как мы видим, Азербайджан ведет себя в вопросе, связанном с убийством, точно также как и наиболее деспотичный авторитарный регион Северного Кавказа».

Не причина, но повод

Напомним, что конфликт между Азербайджаном и Арменией продолжается уже 24 года. Самопровозглашенная Нагорон-Карабахская республика, вот уже более двух десятилетий де-факто существует как отдельная страна. Тогда как азербайджанская сторона по-прежнему настаивает, что территория Нагорного Карабаха – неотъемлемая часть Азербайджана.

«По мнению некоторых политиков, продолжение переговоров по карабахской теме, уже давно, не только невозможно, но и опасно, так как сами по себе переговоры стали фактором усиления напряженности», – подчеркивает Игорь Мурадян, охарактеризовавший политику официального Баку как "армяноненавистническую". (По мнению Бахтияра Асланава, «ненавистническую» политику ведут и Азербайджан, и Армения»).

Каков же прогноз? «Об армянофобских высказываниях азербайджанских чиновников было достаточно много известно и до этого печального случая», – сказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Григорий Шведов. – И если признание Арменией государственности Карабаха состоится, то этот трагический случай будет использован как повод, но далеко не как одна из причин».
  • 16x9 Image

    Ануш Аветисян

    С 2012 - продюсер и корреспондент Русской службы "Голоса Америки" в Вашингтоне. Выпускница факультета журналистики Северо-Кавказского федерального университета. Основные направления деятельности - социальные вопросы, права женщин, политика и культура

XS
SM
MD
LG