Линки доступности

Интерес к российскому кино: случайность или новый тренд?


«Петровы в гриппе». Courtesy photo
«Петровы в гриппе». Courtesy photo

Фильмы из России получают приглашения на крупнейшие мировые кинофестивали

Фильмы российских режиссеров Александра Зельдовича и Натальи Кудряшовой включены в конкурсную программу кинофестиваля в Локарно (Швейцария). Этот фестиваль, один из центров мирового артхауса, открывается 4 августа в режиме оффлайн.

«Медея» Александра Зельдовича – современная трактовка античной трагедии Еврипида. Как и в первоисточнике, героиня фильма убивает брата. Рупор шоу-бизнеса Variety сообщил на днях, что у картины уже появился международный дистрибьютор, лондонская фирма Reason8, которая также работает с российскими картинами «Конференция» Ивана Твердовского и «Город уснул» Марии Игнатенко.

Русскоязычную компанию «Медее» в конкурсе Локарно составит «Герда» Натальи Кудряшовой – сюрреалистическая драма о студентке из неблагополучной семьи, которая по ночам танцует в стриптиз-клубе.

Кроме того, в Локарно вне конкурса покажут новую работу выдающегося режиссера Глеба Панфилова "Сто минут из жизни Ивана Денисовича". Несмотря на ковид, планируется приезд 87-летнего режиссера, его супруги актрисы Инны Чуриковой и исполнителя главной роли Филиппа Янковского. Это киноадаптация знаменитого рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» об одном из безвестных узников сталинского ГУЛАГа.

«Сто минут из жизни Ивана Денисовича». Courtesy photo
«Сто минут из жизни Ивана Денисовича». Courtesy photo

А в ретроспективной программе покажут фильм «Расторгуев», снятый Евгенией Останиной о талантливом документалисте Александре Расторгуеве, трагически погибшем в Африке.

Без Серебренникова

«Феномен Локарно» – как можно было бы окрестить этот необычный всплеск интереса к новинкам российского кино – вовсе не носит единичный характер. Ведь ранее вызвал сенсацию своего рода «Каннский феномен». На главном киносмотре планеты, прошедшем из-за пандемии в неурочное время, на два месяца позже обычного майского графика, показывались несколько картин из России.

В каннском конкурсе демонстрировался новый фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», экранизация одноименного романа Алексея Сальникова. Самая обычная семья горожан заболевает гриппом и погружается в иллюзорный мир, полный кафкианского абсурда. Сам режиссер не смог представить фильм, так как в связи с решением суда ему запрещено покидать территорию России до 2023 года. Картину приобрели прокатчики из многих стран, включая Францию, Италию, Израиль.

Гран-при Каннского фестиваля получила лента «Купе номер шесть» финского режиссера Юхо Куосманена, снятая с участием России и на русском языке. Одну из главных ролей сыграл Юрий Борисов, очень востребованный сейчас актер. В железнодорожном роуд-муви зритель становится свидетелем странного и трогательного сближения двух попутчиков – финской студентки и грубоватого русского парня. Картина будет показана по всему миру компанией Sony Pictures Classics.

Еще один Гран-при увезла из Канн ученица Александра Сокурова режиссер Кира Коваленко, награжденная за фильм «Разжимая кулаки», показанный в программе «Особый взгляд».

В центре фильма, снятого в Северной Осетии, на родине режиссера, семья горцев и характерный конфликт отцов и детей. Профессиональных актеров в фильме всего двое, остальные роли сыграли непрофессионалы.

«Разжимая кулаки». Courtesy photo
«Разжимая кулаки». Courtesy photo

«Бесконечно рад за Киру Коваленко и за всех работавших над фильмом прекрасных профессионалов, — написал продюсер фильма Александр Роднянский в своем инстаграме. — Сегодняшняя награда — победа российского кино и международное признание нового талантливого режиссера!»

Картину «Разжимая кулаки» включил в свою программу и крупнейший в Северной Америке кинофестиваль в Торонто, который должен открыться 9 сентября. Показ в Торонто станет ее североамериканской премьерой.

В каннской программе «Особый взгляд» был показан еще один фильм из России – драма «Дело» Алексея Германа-младшего. Камерная драма о жестком конфликте ученого-интеллектуала с коррумпированной системой власти в провинциальном городке многим напомнила канву дела Серебренникова.

От Венеции до Пекина

На днях объявлена программа еще одного киносмотра из мировой тройки лидеров (вместе с Канном и Берлином) – Венецианского. Он пройдет в сентябре. Россию в основной конкурсной программе представит лента Наташи Меркуловой и Алексея Чупова "Капитан Волконогов бежал". Об этом сообщил директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера на онлайн-пресс-конференции. Он напомнил дебютный фильм сорежиссеров "Человек, который удивил всех", который с успехом прошел по мировому фестивальному кольцу в 2018 году. «Большое удовольствие снова увидеть их в Венеции. Это амбициозный и мощный фильм", — сказал Барбера.

«Капитан Волконогов бежал». Courtesy photo
«Капитан Волконогов бежал». Courtesy photo

В главной роли в приключенческом триллере с элементами мистики снялся уже знакомый по фильму «Купе номер шесть» Юрий Борисов, которого в Венеции можно будет увидеть в еще одном российском фильме "Мама, я дома", в параллельной программе "Горизонты экстра". Снял его молодой режиссер Владимир Битоков, ученик Сокурова.

«Купе номер шесть». Courtesy photo
«Купе номер шесть». Courtesy photo

Этим нынешняя российская фестивальная киноэкспансия не исчерпывается. В конкурс Иерусалимского кинофестиваля, который начнется 24 августа, включена драма «Оставь печаль свою» Тома Шовала – совместный проект Германии, Израиля и Франции с участием России. Сопродюсерами ленты с российской стороны стали Наталья Мокрицкая и Мила Розанова. Молодая вдова после гибели богатого мужа посвящает себя целиком благотворительности. Она превратила свой дом в Тель-Авиве в приют для нуждающихся, многие из них выходцы из России.

Фестиваль в Сан-Себастьяне, который должен пройти во второй половине сентября, отобрал в конкурсную программу «Новые режиссеры» дебют Лены Ланских «Ничья». История расскажет о девушке-подростке из маленького уральского городка, которая хранит свою тайну – у нее есть ребенок. Продюсерами ленты выступили Сергей Сельянов и Наталья Дрозд.

Продолжает свою международную одиссею фильм Андрея Зайцева «Блокадный дневник», ранее показанный на многих фестивалях, в том числе в Каире и Иране. И вот новое сообщение: фильм Зайцева отобран в основной конкурс Пекинского международного кинофестиваля, который пройдет в августе. Там же заявлен фильм Ивана Твердовского «Конференция».

Министр культуры РФ Ольга Любимова назвала беспрецедентным обширное участие российских проектов в международных кинофестивалях в 2021 году. Она подчеркнула, что многие из этих фильмов получили финансовую поддержку министерства культуры.

Вопреки цензуре и пандемии

Можно ли считать фестивальные успехи российского кино началом долгосрочного тренда или это некое случайное стечение обстоятельств?

Отвечая на этот вопрос «Голоса Америки», кинокритик Ирина Павлова, художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля, высказала мнение, что успех российского кино в Канне связан сугубо с именем продюсера Александра Роднянского.

«У Роднянского, – написала Ирина Павлова в имейле, – во-первых, налажены хорошие контакты с руководством фестиваля, а во-вторых, он умеет внутри России отследить "правильный" контент и перехватить его себе (или перекупить), как обстояло с учениками Сокурова. Всё остальное – это единичные "случайные выстрелы», как фильм Ларисы Садиловой "Однажды в Трубчевске", который забраковали все российские отборщики с зашоренным, заштампованным взглядом, и который с одного захода вошел в каннскую программу (фильм Садиловой был показан в разделе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 2019 года. – О.С.) Так тоже бывает, но не слишком часто. В принципе, картины "кинематографий второго-третьего ряда" (каким давно уже стал российский кинематограф) только так и пробираются в каннскую программу».

«Я бы сказал, это приятная неожиданность. – ответил на вопрос «Голоса Америки» кинокритик Андрей Плахов, почетный президент ФИПРЕССИ (Международная федерация кинопрессы), – которая произошла, несмотря на явное усиление цензуры и эпидемию. Похоже, карантин даже способствовал выплеску творческой активности, и кинематографисты продолжали снимать вопреки запретам. Может быть, и с цензурой сработал тот же механизм сопротивления обстоятельствам. А вот насколько устойчива эта тенденция, судить затрудняюсь».

XS
SM
MD
LG