Линки доступности

Даниил Дондурей: «Не будет даже идеологического профита»


Количество зарубежных фильмов в российских кинотеатрах может сократиться

Российские парламентарии предлагают законодательно закрепить преференции российскому кинематографу, в результате чего в кинотеатрах могут резко сократить показ иностранных лент.

Роберт Шлегель – депутат от «Единой России», ранее работавший в прокремлевском молодежном движении «НАШИ», – разработал законопроект, предполагающий введение пятидесятипроцентной квоты на показ российских лент. По словам Шлегеля, в России в кинотеатрах основном показывают фильмы западного или американского производства, «которые пропагандируют стереотипы, национальные интересы и ценности США».

Шлегель утверждает, что его законопроект касается не сокращения показа американских фильмов, а увеличения показа российских. Ранее подобные инициативы уже звучали со стороны депутатов. В декабре 2012 года коллега Шлегеля по фракции «Единая Россия» Сергей Железняк выступил за введение 20% квоты на показ российских фильмов, а в феврале 2013 года депутат от ЛДПР Дмитрий Литвинцев предлагал отдать отечественным фильмам 80% прокатного времени. Однако предыдущие законодательные инициативы не были поддержаны Госдумой.

Как рассказал Шлегель в интервью российским СМИ, снижение доли зарубежных лент освободит место для российского детского и патриотического кино.

Главный редактор журнала «Искусство кино» и социолог Даниил Дондурей сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки», что подобные нововведения не только неэффективны с точки зрения «идеологического профита», но и существенно навредят российскому кинобизнесу.

Роман Ошаров: Как вы думаете, почему о квотах на показ российских фильмов вновь заговорили депутаты Госдумы?

Даниил Дондурей: Подобные инициативы звучат в минуты демонстрации политической власти, демонстрации того, что Россия является суверенной, мощной страной, которая способна самостоятельно управлять не только политическими, дипломатическими, но и культурными процессами. Когда от представителей власти требуется демонстрация примитивной лояльности, то возникают подобные инициативы.

Рядом с властителями, руководителями и прочими первыми лицами всегда очень много людей при троне. Эти люди хотят показать, что они правильно понимают время, хотят его опередить, сделать карьеру. Мне кажется, что это инициатива снизу, а ее инициаторы рассчитывают на кивок или одобрение сверху.

Я считаю, что несколько депутатов Госдумы хотят показать, что они уже выросли и готовы возглавить идеологические комитеты, сесть на доходные места в государственные корпорации.

Р.О.:
Если законопроект о квотах будет введен, то с какими последствиями столкнется российский кинобизнес?

Д.Д.:
В 2000-м году я сопровождал министра культуры Михаила Швыдкого, главу администрации Вячеслава Володина. Им объясняли, что только американский кинематограф способен помочь России совершить кино-театральную революцию, с которой мы запоздали на 25 лет. Нам тогда нужны были новые кинозалы, оборудованные системой Dolby Digital, в то время пленка Kodak, а сейчас цифровые технологии, очень качественный звук, другое обслуживание и многое другое. В то время у нас было 30 новых залов, сейчас их больше – 3,5 тысяч по всей России. Это удалось сделать инвесторам и девелоперам торговых центров благодаря их вложениям. Россия сегодня четвертая-пятая страна в Европе и девятая в мире по объему сборов, поэтому принятие подобных законов сразу же нанесет ущерб по индустрии.

Любой эксперт скажет, что подобные запреты убийственны для российской киноиндустрии, американские производители фильмов особо от этого не потеряют. С российским кино в этом случае произойдет то, что происходит в настоящее время с книжными магазинами, с исполнением классической музыки и другими сферами, объем которых страшно уменьшается. Урон для культуры будет огромным.

Р.О.: Если запрет будет принят, то скажется ли это на пиратском распространении фильмов?

Д.Д.:
Конечно, молодые люди лишь научатся воровать вместе с директорами кинотеатров, если подобные запреты будут приняты. Активно будет развиваться пиратское видео, а также другие формы обмана, которые мы многократно проходили в советское время. Есть другие причины — у российской киноиндустрии нет в настоящее время ни экономических, ни художественных, ни кадровых возможностей для того, чтобы утроить свой производство. На это требуется примерно 5-7 лет совершенно другого финансирования, обучения. Кроме того, это не принесет никакой прибыли, сопоставимой, например, с телесериалами. Можно привести еще десятки негативных следствий этого процесса, поэтому все-таки убежден, что ничего подобного принято не будет.

Р.О.: Насколько сокращение количества американских или западных фильмов в кинотеатрах скажется, так сказать, на идеологической работе?

Д.Д.:
Аудитория кино в десятки раз меньше аудитории телесериалов. Сериалы смотрит 60-70 миллионов россиян в день. Россия – чемпион мира в показе сериалов в прайм-тайм, а в кинотеатры в течение года ходит примерно 7-10 миллионов человек. От ограничения показа американских или зарубежных фильмов не будет даже идеологического профита.

Если бы аналитики всерьез занялись патриотической работой, то они бы указали на бессмысленность подобных нововведений. Российское кино, за исключением 4-5 названий, по телевидению не показывается, потому что оно не патриотическое. Значит нужно защищать весь контент в кинотеатрах. Однако эти законы можно обходить. В советское время, особенно позднее, существовало множество способов отчитываться отечественным кино – в то время, как показывалось кино зарубежное.
XS
SM
MD
LG