Линки доступности

Судья отказался освободить российских агентов под залог


В понедельник поздно вечером пять человек, арестованных накануне в районе большого Нью-Йорка по подозрению в сотрудничестве с российской разведкой, предстали в федеральном суде на Манхэттене.

Суд назначил адвокатов Ричарду и Синтии Мерфи (супружеской паре, арестованной в городе Монтклер, штат Нью-Джерси), Вики Пелаез и Хуану Лазаро (задержанным в Йонкерсе, предместье Нью-Йорка) и Анне Чэпмен (арестованной на Манхэттене). Всем им, за исключением Чэпмен, инкриминируется также отмывание денег.
Кроме того, в Арлингтоне, штат Вирджиния, по тем же обвинениям были задержаны Майкл Зоттоли, Патриша Миллз и Михаил Семенко, а в Бостоне – Дональд Говард Хитфилд и Трейси Ли-Энн Фоли. Ещё один подозреваемый – Кристофер Метсос – объявлен в розыск по данному делу.

Как заявляет Министерство юстиции США, восемь задержанных выполняли под глубоким прикрытием долгосрочные задания в пользу Российской Федерации. Остальные двое также предположительно сотрудничали со Службой внешней разведки (СВР) РФ. При этом в пресс-релизе Министерства юстиции имена обоих супругов Мерфи, Лазаро, Зоттоли, Миллз, Хитфилда, Фоли и Метсоса взяты в кавычки.

Заместитель генерального прокурора Майкл Фарбиарц, выступая в зале суда, дал понять, что, возможно, это вымышленные имена. В частности, он заявил, что Ричард Мерфи в 2009 году, используя поддельный паспорт, ездил в Рим, где, предположительно, встречался с российскими представителями.

Назначенные судом адвокаты согласились отложить слушания о возможном освобождении обвиняемых под залог до четверга. Исключением стал адвокат Роберт Баум, представляющий интересы Анны Чэпмен. Он потребовал вообще аннулировать обвинение, заявив, что в действиях подзащитной нет состава преступления.

Как говорится в документах суда, «с января 2010 года сотрудники правоохранительных органов, действуя в соответствии с инструкцией, наблюдали за Анной Чепмэн в различных местах города Нью-Йорка. Примерно десять раз по средам с января по июнь 2010 года сотрудники правоохранительных органов наблюдали Анну Чепмэн в непосредственной близости с российским чиновником, которого часто видели входящим в здание российской миссии при ООН на Манхэттене». По словам Майкла Фарбиарца, Чепмэн и неназванный российский чиновник под прикрытием обменивались данными, используя беспроводную связь.

Адвокат Баум указал, что в обвинительных документах нет никаких сведений о том, какими данными обменивалась Чепмэн с российским официальным лицом. Он также сообщил, что Чепмэн была арестована после того, как сама явилась в полицейский участок, чтобы сдать туда паспорт, который один «российский агент» поручил ей передать другому российскому агенту. При этом Чепмэн не знала, что первый «российский агент» на самом деле был сотрудником американских правоохранительных органов.

Судья аргументы Баума нашёл неубедительными и не стал снимать обвинения с Чепмэн. Он также решил не отпускать под залог ни ее, ни остальных обвиняемых. В качестве одного из аргументов судья привел то обстоятельство, что предъявленные обвинения «поднимают уникальные вопросы об истинной личности подозреваемых» и об их связях с российской разведкой.

По окончании слушаний Баум сообщил журналистам, что Анна Чепмэн – гражданка России, проживающая в США с февраля текущего года. Она открыла здесь компанию по торговле недвижимостью. Ей 28 лет. Возможно, Чепмэн – фамилия ее бывшего мужа, гражданина Великобритании.

О других обвиняемых известно еще меньше. Ричард Мерфи сказал в зале суда, что он безработный. Адвокат Джон Родригес, представляющий интересы Вики Пелаез, сообщил журналистам лишь, что его подзащитная – обозреватель нью-йоркской газеты «Эль Диарио», выходящей на испанском языке. В зале суда Пелаез пользовалась услугами переводчика. Хотя журналистам не было слышно, что говорил переводчик, по внешности его самого и обвиняемой можно было предположить, что он переводил на испанский.

По данным Министерства юстиции США, аресты стали результатом многолетнего расследования, которое совместно вели ФБР, прокуратура Южного округа Нью-Йорка и отдел контрразведки управления национальной безопасности Министерства юстиции.

Как говорится в материалах дела, «целью расследования ФБР были агенты СВР, которые в течение долгого времени (с начала 1990-х годов) живут в США под «глубоким прикрытием» и по поддельным документам». Они были так называемыми «нелегалами», у каждого из которых была своя «легенда». По данным следствия, «российские тайные агенты» работали таким образом, чтобы скрыть любую связь между собой и их общую связь с российскими спецслужбами.

«Как показало расследование ФБР, «нелегалы», живущие и работающие в США, преследовали цель стать как можно более «американизированными», чтобы собирать информацию о Соединенных Штатах для России и вербовать тех, кто вхож или мог бы войти в круг людей, определяющих политику США», – говорится в материалах следствия. Как отмечается в судебных документах, для достижения этих целей шпионы получают дипломы в университетах, живут семьями и даже заводят детей, чтобы сделать свою «легенду» максимально правдоподобной.

В следственных документах приводится текст зашифрованной записки из «московского центра» (СВР), предположительно адресованной Ричарду и Синтии Мерфи, и перехваченной агентами ФБР.
«Вы были отправлены в США с долгосрочным заданием, – говорилось в записке. – Ваше образование, банковские счета, машина, дом и все прочее служат лишь одной цели – выполнить вашу главную задачу, которая заключается в поиске и разработке связей в политических кругах США и отправке докладов в центр».

В обвинительных документах говорится, что подозреваемые не раз были замечены в контактах с представителями России. По данным ФБР, одним из российских представителей, с которым поддерживали связи обвиняемые, был «второй секретарь миссии России при ООН», а другой – «третий секретарь миссии». «Заговорщики использовали секретные методы связи, например, стеганографию (внедрение скрытого кода в участки компютерных файлов) и радиограммы», – говорится в документах.

Заместитель генерального прокурора Майкл Фарбиарц заявил в зале суда, что обвинение располагает «решающими доказательствами», включая видеозаписи встреч обвиняемых с представителями РФ, а также документами, в которых указываются размеры зарплат и компенсаций расходов предполагаемым агентам. Фарбиарц сообщил также, что расследование продолжается, и агенты ФБР готовятся произвести новые обыски в разных районах США.

В то же время, ни в выступлении стороны обвинения, ни в представленных суду документах не сообщается, какую именно информацию передавали подозреваемые в «московский центр». Обращает на себя внимание и то, что арестованные «российские агенты» не обвиняются собственно в шпионаже. Вместо этого им предъявлено обвинение в нелегальной работе на иностранное правительство, что подразумевает максимальное наказание в виде 5 лет лишения свободы. Инкриминируемая девяти арестованным статья по отмыванию денег может караться тюремным заключением на срок до 20 лет.

Дела против арестованных возбуждены в федеральном суде в Южном округе Нью-Йорка. В качестве государственных обвинителей выступают, помимо Майкла Фарбиарца, Гленн Копп и Джейсон Смит из отдела офиса генпрокурора по противодействию терроризму и наркотраффику южного округа штата Нью-Йорк, а также адвокаты с правом выступления в судах Кэтлин Кедиан и Ричард Скотт из контрразведывательного отряда отдела Министерства юстиции по обеспечению национальной безопасности.

Другие материалы по теме читайте здесь

XS
SM
MD
LG