Линки доступности

Россия расширила санкционный список против Украины


В районе украино-российской границы неподалеку от Горловки. Архивное фото.
В районе украино-российской границы неподалеку от Горловки. Архивное фото.

В российском антиукраинском списке – 567 украинских политиков и бизнесменов и 75 предприятий

Правительство России пополнило антиукраинский санкционный список более чем двумястами юридическими и физическими лицами.

«Подписанным постановлением списки физических и юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, расширены в общей сложности более чем на двести лиц и организаций. […] Предусматривалось блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории России и запрет на перечисление средств (вывод капитала) за пределы России. Введенные санкции распространялись на 322 физических лица и 68 юридических лиц», – отмечается в сообщении правительства России 25 декабря 2018.

В публикуемом на Интернет-сайте правительства РФ списке теперь 567 украинских политиков, общественных деятелей и бизнесменов, среди которых спикер украинского парламента Андрей Парубий, его первый заместитель – Ирина Геращенко, лидер партии Батькивщина Юлия Тимошенко, бывший премьер-министр Арсений Яценюк, министр обороны Степан Полторак и другие.

В списке юридических лиц – 75 украинских предприятий агропромышленного, оборонного комплекса, из энергетической и государственной сферы, банк, коммерческие фирмы, а также несколько компаний, зарегистрированных в Швейцарии и Великобритании.

Специальные экономические меры Россия применила в соответствии с указом президента Владимира Путина «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации» от 22 октября 2018 года.

Украина, Евросоюз – санкции против России

Европейский союз 12 декабря продлил на полгода экономические санкции против России.

Президент Европейского совета Дональд Туск объяснил решение отсутствием прогресса в выполнении Минских соглашений, сообщает Радио Свобода.

Санкции в основном касаются российского банковского и энергетического секторов. Их впервые ввели летом 2014 года в связи с агрессией России против Украины и с тех пор каждый раз продлевали на полгода.

На странице в Фейсбуке в заявлении от имени заместителя официального представителя Госдепартамента Роберта Палладино отмечается, что «Соединенные Штаты приветствуют недавние шаги Европейского Союза и его государств-членов по привлечению России к ответственности за ее агрессию против Украины».

«Резолюция Европарламента от 12 декабря подтверждает важность роли Украины в европейской сети энергоснабжения и осуждает строительство поддерживаемого Кремлем газопровода «Северный поток – 2» как политического проекта. Мы призываем Германию прислушиваться к обеспокоенности многих своих соседей, на безопасность которых негативно повлияет этот трубопровод», – говорится в заявлении Роберта Палладино.

Напомним, что в мае 2018 Украина ввела персональные экономические и другие меры в отношении юридических и физических лиц, связанных с российской агрессией, и против которых были применены соответствующие решения правительствами Соединенных Шатов и Европейского Союза.

Как сообщила 2 мая пресс-служба Совета национальной безопасности и обороны Украины, «санкции вводятся […] на три года или бессрочно в отношении физических и юридических лиц, причастных к российской агрессии против Украины, к подготовке и проведению незаконного голосования в оккупированном Крыму в рамках выборов президента РФ, представителей российской оккупационной администрации в Крыму, боевиков российских вооруженных формирований на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей».

Санкции – политический и экономический аспект

Бывший министр экономики Украины Виктор Суслов считает, что введение обоюдных санкций, которые обнародовали сначала официальный Киев, а потом – Москва, практически не повлияют на характер экономических отношений двух стран.

«Экономические отношения между Украиной и Россией и так сведены к минимуму и дальнейшие санкции их не могут ухудшить. Ведь те экономические санкции, которые реально были бы чувствительны для России и Украины, ни одна из стран внедрять не хочет. Скажем, Украина не собирается перекрывать транзит российского газа в Европу, и изо всех сил борется, чтобы получить возможность поставлять его в будущем. Точно так же как и Россия не стремится отказаться от поставок ядерного топлива, угля, продуктов и химически важного сырья в Украину», – говорит Виктор Суслов корреспонденту Русской службе «Голоса Америки».

Он отмечает, что конфликт между странами приобрел «острые формы» и вероятность его завершения в ближайшем будущем крайне мала.

«А объявленная Украиной политика евроинтеграции пока не сработала. Да, мы гордимся, что увеличивается экспорт в страны Евросоюза, но еще больше растет импорт и негативное торговое сальдо. Экспорт носит исключительно сырьевой характер. Эти факты говорят о том, что экономической интеграции Украины в Европу не происходит. Вместе с тем, на востоке, в России, потеряны рынки сбыта украинской продукции, кооперационные связи в промышленном секторе», – считает Виктор Суслов корреспонденту Русской службе «Голоса Америки».

От санкций к евроинтеграции

Вице-президент независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» Игорь Харченко считает, что российские санкции не несут в себе настоящих экономических ограничений против украинских лиц.

«Они похожи на точечные, персональные санкции, не против страны. Когда говорят, что будет расширен список лиц, внесенных с санкционный лист, думаю, что это больше похоже и напоминает некую политическую игру. Применяя при этом санкции, руководство России может спокойно заявлять, что оно позитивно относится к братскому украинскому народу», – говорит Игорь Харченко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Те, кто внесен в российский санкционный список, по мнению эксперта, всегда найдут возможность, как обойти запрет.

Игорь Харченко отмечает, что за последние пять лет Украина демонстрирует проевропейское развитие, несравнимое с процессами, происходящими в российском обществе и экономике.

«У нас нет четкой шкалы или параметров, выполнение которых свидетельствовало о развитии в обществе евроинтеграционных критериев. Но можно сказать, что мы продвинулись по пути евроинтеграции. Насколько успешно или быстро – это вопрос для манипуляций заинтересованных людей. С другой стороны, европейские дипломаты и специалисты отмечают, что Украина не похожа на Россию, она – нормальная европейская страна, у которой, правда, плохая экономическая ситуация», – отмечает Игорь Харченко.

Он считает, что подобная динамика развития евроинтеграционных процессов в украинском обществе и экономике, не столько заслуга нынешней власти, сколько закономерный, исторический процесс развития страны.

XS
SM
MD
LG