Линки доступности

Российская позиция по ливийскому вопросу


Сергей Лавров
Сергей Лавров

В отношении кризиса в Ливии Москва действует противоречиво

Порой сложно представить, что всего две недели назад Россия воздержалась при голосовании в Совбезе ООН, на котором было утверждено использование военной силы в Ливии.

Несколько дней спустя российский президент Дмитрий Медведев читал нотации министру обороны США Роберту Гейтсу о поступающих из Триполи сообщениях, согласно которым бомбардировка союзными силами стала причиной гибели мирных жителей. Затем российский министр иностранных дел Сергей Лавров предостерег западные страны против поставки вооружений ливийским повстанцам.

На этой неделе российские депутаты выступили на телевидении, предрекая западным странам поражение в Ливии. А в пятницу прокремлевское движение «Россия молодая» провела демонстрацию у посольства США в Москве, требуя, чтобы Барак Обама вернул присужденную ему в 2009 году Нобелевскую премию мира в связи с американским участием в войнах в Ливии, Афганистане и Ираке.

Частично это можно отнести на счет антиамериканизма российского общества, наблюдающегося с окончания Второй мировой войны. В опросе общественного мнения, проведенном незадолго до военной интервенции западных стран в Ливии, 65 процентов россиян согласились с утверждением, что США являются агрессором, который стремится контролировать все страны в мире.

Однако есть и иной аспект.

Россия все меньше зависит от Запада в плане торговли и инвестиций. Роланд Нэш, стратег Verno Capital (работающий в России инвестфонд) говорит, что приток капитала меняет российскую внешнюю политику: «Запад для России уже не имеет того огромного значения, какое он имел несколько лет назад. Происходит переориентация… Это Азия, в частности – Китай, страны Персидского залива и другие развивающиеся рынки, в том числе Южная Америка и Африка».

По словам британца Нэша, Россия все больше расширяет торговлю и укрепляет связи с теми странами, которые исторически считают себя жертвами агрессии со стороны западных держав: «Десять лет назад Запад был абсолютно доминирующим экономическим партнером, а Китай не играл особой роли. За последние 10 лет объем товарооборота с Китаем увеличился в 10 раз. Как торговый партнер для России Китай обогнал Германию».

Многие аналитики считают, что Россия ищет для себя постимперскую роль на международной арене. Не являясь более сверхдержавой, страна решила поддерживать хорошие отношения с ключевыми государствами по всему миру. В советское время российские дипломаты регулярно использовали право вето в отношении резолюций, поддерживаемых Соединенными Штатами. Воздержавшись от недавнего голосования по Ливии, Россия присоединилась к Китаю, Бразилии и Индии.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», говорит, что Россия больше не считает себя мировой державой, которая должна принимать участие во всем происходящем на планете. По его словам, вместо этого страна концентрирует свое внимание на наиболее интересующих ее направлениях.

В их число все больше входят Африка, Латинская Америка и Азия – регионы, являющиеся безучастными наблюдателями ливийских событий. «Россия с отрывом является крупнейшим поставщиком природных ресурсов, а Азия – их крупнейшим потребителем. Так что не неудивительно, что их экономические связи будут существенно укрепляться», – комментирует Нэш.

В пятницу Михаил Маргелов, спецпредставитель президента России в Африке, дал ряд интервью. В них он предсказал, что ливийский лидер Муамар Каддафи потеряет власть к июню. Он также заявил, что направляет помощников в Бенгази для налаживания контактов с оппозицией.

В конечном итоге по ливийскому вопросу можно сказать, что российские власти пытались угодить всем, но не угодили никому.

Перейти на блог Джеймса Брука нажмите здесь

О событиях на Ближнем Востоке читайте в спецрепортаже «Ближний Восток: стремление к демократии»

XS
SM
MD
LG