Линки доступности

Российские законы как инструмент политического террора против инакомыслящих


Следственный комитет России в Москве (архивное фото)
Следственный комитет России в Москве (архивное фото)

Эксперты отмечают рост числа и ужесточение приговоров за так называемую «дискредитацию» российской армии

Следственный комитет России возбудил уголовное дело против оппозиционного политика, в прошлом депутата Госдумы Дмитрия Гудкова. Его подозревают в распространении «фейков» про российскую армию. Об этом в понедельник, 23 октября, написал в своём телеграм-канале сам Гудков.

Максимальное наказание по инкриминируемой ему статье («публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды»), до десяти лет лишения свободы.

Напомним, пока самый большой срок за так называемые «фейки» назначен оппозиционному политику Илье Яшину – восемь с половиной лет колонии.

Между тем независимые медиа отмечают, что результате недавних законодательных изменений в России заметно возросло число приговоров по делам о так называемых «фейках» и другим статьям подобного толка.

Так, за «фейки» в нынешнем году стали выносить наказания примерно на треть, а по делам о «государственной измене» – почти в четыре раза чаще, чем за тот же период в минувшем году.

Помимо того, в 2023 году суды впервые начали лишать свободы за «дискредитацию» российской армии.

Независимые наблюдатели прогнозируют, что наметившаяся тенденция со всей очевидностью продолжится и ближайшей перспективе, поскольку в судах накопились дел по всем перечисленным выше статьям.

По сути, приговоры по этим статьям выносят за публичное изложение информации и своего личного мнения о войне, если они расходятся с официальными трактовками.

Причин усиления репрессии, связанных с данными статьями, достаточно много, считает журналист-правозащитник Олег Еланчик. По его мнению, одна из них – «фактор разгона репрессивной машины на исполнительном уровне».

«То есть, сначала обкатываются статьи и тестируются практики, потом начинают тиражироваться дела, а потом уже начинается “соревнование” (силовиков, прокуроров и судей) по выполнению показателей, – пояснил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Особенно показателен тут рост дел о “госизмене”. Иногда на сайтах судов появляется сразу несколько таких дел в сутки».

Кроме того, есть фактор накопления приговоров, констатировал Олег Еланчик: «С момента возбуждения дела и до приговора иногда проходят месяцы. Также налицо объективный рост недовольства, отчаяния и востребованности альтернативной точки зрения в обществе. У властей на всё один ответ – закручивание гаек. Не случайно, что оправдательных приговоров в России по вышеназванным статьям вообще почти нет совсем - за очень редкими исключениями, когда дела рассматриваются с присяжными».

Так что антивоенные настроения в стране никуда не делись, они гораздо шире сообщества убежденных противников войны и Путина, убежден журналист-правозащитник. Как ему представляется, проблема властей не только в этом, а и в нарастающей запущенности «социалки».

«Разумеется, не стоит сбрасывать со счетов и приближающиеся выборы президента, – продолжил он. – Путин никогда не подходил к своему выдвижению на очередной срок в столь сложной и нестабильной ситуации. И всё это – на фоне позиции ПАСЕ о возможном непризнании результатов выборов и укрепления понимания места России в "мировой оси зла" после резни в Израиле. Поэтому положение президента будет ухудшаться, а смогут ли этим воспользоваться недовольные кремлевской политикой, отдельный вопрос», – резюмировал Олег Еланчик.

В свою очередь, глава юридического департамента, член Совета Центра защиты прав человека «Мемориал» Наталия Секретарева указала на то, что число приговоров растет по относительно новым составам «преступлений». Поэтому она опасается, что правоохранители и суды сейчас как бы еще только «раскачиваются».

«Складываются первые практики, и судам становится легче поставить дела на поток», – подчеркнула она в комментарии Русской службе «Голоса Америки».

Что касается того, почему раньше за «дискриминацию» вооруженных сил не лишали свободы, ограничиваясь штрафами, а сейчас дают реальные сроки, то тут всё просто, говорит Наталия Секретарева:

«В марте 2023 года парламент принял поправки, ожесточающие ответственность по статье 280.3 УК (Уголовного кодекса – В.В.) о “дискредитации”. Теперь часть 1 статьи 280.3 предусматривает до 5 лет лишения свободы. Соответственно, из преступления небольшой тяжести “дискредитация” в одночасье превратилась в преступление средней тяжести. Действующий закон позволяет назначать за такие преступления наказание в виде лишения свободы, даже если человека никогда раньше не привлекали к ответственности».

Отсутствие оправдательных приговоров за «фейки» и по другим аналогичным мотивам юрист видит в том, что эти статьи «антизаконны по своей природе».

«Это “мыслепреступления” чистой воды. Единственная функция этих статей – политический террор. Что до антивоенных настроений, то они в России были и будут всегда. Другое дело, будут ли их свободно выражать в сегодняшней обстановке? Думаю, вряд ли», – заключила Наталия Секретарева.

Форум

XS
SM
MD
LG