Линки доступности

Санкции и лазейки


Глеб Никитин
Глеб Никитин

Минфин США закрывает щели, позволяющие обойти санкции

МОСКВА – Потери российской промышленности в результате введенных в отношении РФ санкций могут достичь $20 млрд.

Об этом в эфире телеканала РБК во вторник, 11 августа, сказал временно исполняющий обязанности министра промышленности и торговли России Глеб Никитин.

«Ущерб (промышленности) может составлять до $20 млрд в связи с удорожанием рефинансирования на внутреннем рынке и с неполучением объемов рефинансирования соответствующих кредитов за рубежом», – цитирует его ТАСС.

А в понедельник вошло в силу анонсированное ранее решение правительства США о расширении и усилении санкционных мер в связи с украинским кризисом и соответствующими действиями Москвы, сообщают российские медиа. Новый «черный список» включает в себя ряд физических лиц и компаний, в том числе зарубежных.

В распространенном по этому поводу бюллетене отдела контроля за иностранными активами Минфина США указывается, что собственность и связанные с ними активы включенных в список фигурантов будут заблокированы. Кроме того, американским гражданам и фирмам запрещено вступать в деловые контакты с теми, кого непосредственно затрагивают введенные меры.

Напомним, Вашингтон объявил об очередном расширении санкций 30 июля. Заместитель пресс-секретаря Госдепартамента Марк Тонер, комментируя этот шаг, подчеркнул, что он предпринят с целью обеспечения эффективности уже действующих санкций.

«Фактически мы укрепляем существующий режим санкций, поскольку без такого рода мер, направленных на поддержание эффективности этих санкций, их эффективность может со временем понизиться, – пояснил Тонер. – Подпадающие под санкции юридические и физические лица могут найти способы действовать в обход ограничений».

Всего в опубликованный список вошли 11 физических и 15 юридических лиц, среди которых оказались «дочки» таких гигантов российской экономики, как ВЭБ и «Роснефть». При этом, по данным Минфина США, офисы посредников расположены как на территории самой РФ, так и в Финляндии, Швейцарии, Украине (Донецк), Румынии, на Кипре и Британских Виргинских островах.

Доцент экономического факультета МГУ, в прошлом помощник министра финансов РФ Олег Буклемишев полагает, что новые меры американского правительства совершенно логичны, так как предполагают совершенствование разработанной ранее системы. Кроме того, они доказывают эффективность введенных санкций, раз их пытаются всячески обходить.

«Разумеется, санкции оказывают вполне серьезное и материальное воздействие на российскую экономику и на жизнь конкретных людей, – добавил Буклемишев в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Это, конечно, мало кому приятно признавать, но потихоньку, скрепя сердце и, скрипя зубами, все с этой данностью соглашаются».

Другое дело, что в России действительно уже отработаны механизмы для обхода санкций, отмечает эксперт.

«Не так давно в Financial Times даже была публикация с детальным разбором того, как это делается на практике, – напомнил он. – В частности, там упоминалось, что запрет длинного финансирования, преодолевался за счет проведения серии коротких операций, которые формально не подпадали под санкции. То есть, в сделках возникали «промежуточные прокладки», или посредники, не связанные формально с санкционированными субъектами».

Financial Times описывает все происходящее вокруг «черного списка» как своеобразную игру в «кошки-мышки» и считает, что речь в данном случае идет не о расширении санкций, а о стремлении США сделать их действительно эффективными и заставить российских олигархов соблюдать правила игры.

Как представляется Олегу Буклемишеву, введенные меры – реакция компетентных органов США на попытки отдельных российских структур и бизнесменов уйти из-под санкций.

«Еще это и ответ, я бы сказал, на этакую браваду, что нам, мол, все эти санкции нипочем, и мы их легко преодолеем, – уточнил экономист. – Новый пакет санкций как раз и призван закрыть разные элементарные дырки. Понятно, что этим дело не исчерпывается, и в дальнейшем будут предприняты усилия найти какие-то другие пути обхода. Словом, в ход идут обычные процедуры, которые всегда сопутствуют санкциям».

Заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Супян согласен с тем, что новые санкции не являются дополнительными.

«Как подчеркивает сама американская сторона, они введены в обеспечение прежних мер, – констатировал он в комментарии «Голосу Америки». – Поскольку якобы, чтобы обойти те меры, чтобы они не срабатывали, используются другие лица и организации. Российская трактовка, как я понимаю, исходит из того, что в эти санкции вовлекаются люди без должных на то оснований».

При этом Супян выразил сомнение в эффективности всей нынешней «санкционной кампании».

«То, что санкции, в принципе, не достигают в полном объеме поставленных целей, хорошо видно на примере Ирана, – утверждает он. – Все равно находятся какие-то другие обходные варианты, другие пути решения проблем».

По его мнению, это далеко не оптимальный выход из положения.

«Даже столь жесткие санкции, которые были введены против Тегерана, включая блокировку иранских счетов, запрет на использование банковских карт Виза и Мастер-кард и так далее, все равно не дали нужного эффекта, – продолжил эксперт. – Они, конечно, урон нанесли, но, как мне кажется, не фатальный».

По его прогнозу, для такой большой страны как Россия с ее огромной экономикой новые меры также не приведут к ожидаемому результату.

«То, что они наносят ущерб (России), в этом нет никаких сомнений. Урон наносится и в поставках оборудования и в банковской сфере. Но ожидаемый фатальный эффект тут вряд ли достижим», – резюмировал замдиректора Института США и Канады.

Как пояснял ранее представитель Госдепартамента Марк Тонер, отмена санкций связана с неукоснительным выполнением условий Минских договоренностей.

XS
SM
MD
LG