Линки доступности

В городе, пережившем блокаду, протестовали против уничтожения «санкционных продуктов»


Санкт-Петербург, 8 августа 2015 г.
Санкт-Петербург, 8 августа 2015 г.

Гражданские активисты вышли с плакатами на Невский проспект

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – В субботу, 8 августа, коалиция «Демократический Петербург» организовала в Северной столице серию одиночных пикетов в знак протеста против уничтожения так называемых «санкционных» продуктов питания.

Пикетчики выстроились в начале Невского проспекта по четной его стороне. Такой выбор был обусловлен тем, что на фасаде дома № 14 сохранена надпись, знакомая не только всем жителям города на Неве, но и большинству тех, кто хоть однажды в нем побывал: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее ОПАСНА». А под ней прикреплена мраморная табличка: «В память о героизме и мужестве ленинградцев в дни 900 дневной блокады сохранена эта надпись».

Кстати, во дворе этого дома четыре года назад был установлен интерактивный памятник в виде глобуса с громкоговорителем внутри. На постаменте под глобусом прикреплена табличка с четверостишьем Юрия Воронова, пережившего ленинградскую блокаду: «Чтоб снова на земной планете / Не повторилось той зимы / Нам нужно, чтобы наши дети / Об этом помнили, как мы».

Уничтожение продуктов, как «благодарность» за гуманитарную помощь?

Блокадная тема, так или иначе, присутствовала и на многих плакатах, которые держали в руках активисты и сторонники коалиции «Демократический Петербург».

Вот лишь некоторые из них: «Указ Путина об уничтожении запрещенных к ввозу в Россию сельхозтоваров – неуважение к памяти жертв блокадного голода», «Уничтожение продуктов – грех и позор в городе, пережившем блокаду». Были также плакаты с фотографиями блокадной пайки, положенной на хлебную карточку.

Впрочем, пикетчики вспоминали и другие тяжелые периоды в жизни Петербурга и всей России – бедственное положение в Поволжье 1921-1922гг, трудный период конца 80-х и начала 90-х. Вспоминали и то, что в конце перестройки продукты по линии «Добрых самаритян» в Ленинград-Петербург приходили из только что объединившейся Германии, в годы блокады консервы и шоколад по лендлизу поставляли Соединенные Штаты. Помогала Америки и голодающим Поволжья.

Об этом в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» упомянула координатор акции, активист коалиции «Демократический Петербург» Ольга Смирнова. Плакат, который она держала в руках, гласил: «Уничтожение “любым доступным способом” – это благодарность?! Зарубежная гуманитарная продовольственная помощь Санкт-Петербургу со 2 по 9 января 1991 года составила 21 400 тонн».

По ее словам, искренняя помощь западных стран, оказанная в тяжелые для России моменты, «контрастно противоречит кощунственному решению об уничтожении продуктов». А соответствующий указ Владимира Путина, по мнению Ольги Смирновой, в свою очередь, «противоречит элементарной человеческой нравственной норме». А содержание плакатов, в которых едко высмеивается «казнь продуктов без суда и следствия» и «контрольный выстрел в головку сыра» активистка «Демократического Петербурга» назвала «смехом сквозь слезы» и реакцией на «мелкую, пакостливую месть глупого ребенка более сильному, взрослому, доброму и умному западному сообществу».

«Блокадники не разрешали выбрасывать даже заплесневелый хлеб»

Молодая женщина, которая представилась просто как Карина, вышла на Невский проспект с плакатом, на котором была документальная черно-белая фотография грузовиков, едущих по Дороге жизни, и свежие цветные снимки уничтожения ящиков с фруктами бульдозером.

«Мои бабушки и дедушка пережили блокаду. И я считаю: то, что сейчас происходит, – это неуважение к тому, что было в этом городе, в этой стране», - объяснила Карина свое участие в пикете. На вопрос, как реагируют прохожие на ее плакат, она ответила:

«Кто-то говорит “спасибо”, кто-то просто читает, что здесь написано, и кто-то говорит, что я не люблю родину, и проходит мимо».

Рядом с Кариной стояла пожилая петербурженка, и, заметив, что корреспондент «Голоса Америки» закончила беседовать с пикетчицей, пожаловалась, что для нее плаката не хватило.

«Я возмущена этим указом! Вначале я даже не поверила и подумала, что это что-то типа глупой шутки, потому что такого просто не может быть, тем более, в нашем городе, где люди просто умирали от голода. Я слышала столько рассказов об этом от своих родственников, переживших ужас блокады, что у меня до сих пор слезы подкатывают, когда я виду списки погибших в блокаду. Моя мама, блокадница – она не разрешала даже заплесневелый хлеб выбрасывать. Она умерла в прошлом году, и теперь я думаю: хорошо, что она не застала этот ужас!», – поделилась женщина, которая назвалась Татьяной Михайловной Решетниковой.

Петербург, Россия. 8 августа 2015 г.
Петербург, Россия. 8 августа 2015 г.

Уходя, она взяла у одного из пикетчиков пачку агитационных листовок под заголовком «Война против своих» и пообещала опустить их в почтовые ящики своего подъезда. Листовка заканчивалась словами: «Уничтожение продуктов – преступление, а в нынешней сложно социально-экономической ситуации – преступление вдвойне против граждан России. Мы требуем отменить варварский указ вместе с “антисанкциями”, наносящими большой ущерб населению России!».

Путин как герой сказки Андерсена

Уничтожение «санкционных» продуктов вызвало большой резонанс во многих странах. Немецкая газета Sueddeutsche Zeitung опубликовала статью, в которой говорится, что Путин последовал примеру Сомали и ИГИЛ. В Сомали боевики несколько лет назад сжигали продукты по причине их зарубежного происхождения, напоминает немецкое издание, а несколько дней назад то же самое с гуманитарной помощью из США проделала террористическая группировка «Исламское государство». Так что те, кто сжигают продукты, оказываются в сомнительной компании, указывает Suddeutsche Zeitung.

Проживающая последние несколько месяцев в Киеве активист российского демократического движения Ольга Курносова в этой связи напомнила сказку Ганса-Христиана Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб».

«Ведь Путин так кичится своим питерским происхождением, часто упоминает, что у него брат умер в блокаду. И я, как человек, несколько членов семьи которого также погибли в блокаду, считаю, что человек с петербургскими корнями не мог так поступить. Невозможно себе представить, чтобы человек, родственники которого пережили блокаду, подписал указ об уничтожении продуктов. Это в принципе невозможно! Мне кажется теперь что вся его петербургская биография – это какой-то фейк, выдуманная история», – сказала Ольга Курносова в телефонном разговоре с корреспондентом «Голоса Америки».

Подобные действия, тем более, совершаемые в присутствии телекамер, могут, по мнению Курносовой, свидетельствовать о деградации и утрате нравственных ориентиров.

«Я припоминаю, что в некоторых исторических работах рассказывалось об обычаях, бытовавших в ряде первобытных племен. Там вожди вначале состязались, кто кому дороже подарок подарит, а потом они начинают уничтожать подаренное. Кто быстрее уничтожит – тот круче. И события последних дней в России, к сожалению, очень напоминают эти первобытные обычаи. Что, повторю, свидетельствует о деградации личности», – заключает Ольга Курносова, которая в недавнем прошлом была активной участницей протестных политических акций в Санкт-Петербурге и в Москве.

XS
SM
MD
LG