Линки доступности

В Нью-Йорке открывается 11-й фестиваль русскоязычного документального кино


Марина Адамович
Марина Адамович

В Нью-Йорке открывается 11-й фестиваль русскоязычного документального кино

Подробности судилища над Олегом Сенцовым. Откровения канадского отшельника писателя Саши Соколова. Германская кинохроника как документ времени. Воспоминания Резо Габриадзе через призму анимации. Творческая кухня кинорежиссера Андрея Звягинцева.

Эти и многие другие темы затрагивают фильмы, представленные в программе Независимого фестиваля русскоязычного документального кино в Нью-Йорке (сокращенно RusDocFilmFest-3W). Он будет проходить с 19 по 21 октября 2018 года в Манхэттене. Все фильмы демонстрируются с английскими субтитрами, большинство показов – американские премьеры.

Без красных дорожек

Как сообщила Русской службе «Голоса Америки» основатель и руководитель фестиваля Марина Адамович, за десятилетие его существования было показано более двухсот документальных кинолент, сделанных кинематографистами России, бывшего Советского Союза, Восточной Европы и США.

«Программа этого года очень сильная, – сказала Марина Адамович, возглавляющая издательскую корпорацию The New Review Inc. и «Новый журнал», старейшее литературное издание русской эмиграции в США. – Без преувеличения могу констатировать, что в ней нет проходных фильмов. Можно сказать, что мы попали в волну: мировое игровое кино пробуксовывает, а вот документальное набирает силу».

На открытии в центре DCTV будет показан фильм «Андрей Звягинцев. Режиссер» о создателе фильмов «Левиафан» и «Нелюбовь», номинированных на «Оскар». Режиссер Дмитрий Рудаков приотрыл завесу над творческой кухней мастера, «подсмотрев» отдельные моменты съемочного процесса фильма «Нелюбовь». Зритель увидит, как делается кино высочайшей пробы, как максималист Звягинцев требователен и к себе, и к актерам, и к мельчайшим деталям работы над фильмом.

«Андрей Звягинцев. Режиссер
«Андрей Звягинцев. Режиссер

«Открытие фестиваля, как всегда, пройдет в рабочем порядке, без красных дорожек и длинных речей, – заметила Марина Адамович. – И этой деловой настрой мы надеемся поддерживать все три дня. Основная цель фестиваля остается прежней: показать лучшие киноработы документалистов восточноевропейского региона, укрепить творческие связи между кинодокументалистами всех стран. Замечу, что мы теперь работаем только с частными студиями. Это независимые проекты из России, Израиля, Болгарии, Латвии, Польши, Чехии, Эстонии, США и других стран. Нам очень дорого, что создатели фильмов не стеснены идеологическими установками. Независимая кинодокументалистика всех стран едина. Это свободное, чистое от ангажированности кино, зеркальное отражение того, что сегодня в умах людей».

Помимо показа 21 документального фильма, фестивальная программа включает проведение круглых столов, поэтические чтения, художественные выставки.

В программу «Свободный мир» (Free World) вошли, в частности, фильмы «Процесс» режиссера Аскольда Курова, «Обезьяна, Страус и Могила» режиссера Олега Мавроматти) и «Полет пули» режиссера Беаты Бубенец. «Процесс» рассказывает о судебном процессе над украинским режиссером Олегом Сенцовым. «Обезьяна, Страус и Могила» знакомит с луганским видеоблогером, странные фантазии которого сопрягаются со страшной реальностью войны. «Полет пули» снят одним кадром, запечатлевшим военные будни на востоке Украины.

Как сообщила Адамович, в память о погибших летом 2018-го на киносъемках документального фильма о российских военных формированиях в Центральноафриканской Республике режиссере Александре Расторгуеве, кинооператоре Кирилле Радченко и журналисте Орхане Джемале оргкомитет фестиваля включил в программу внеконкурсный показ фильма «Срок». Он был снят в 2014 году Павлом Костомаровым, Алексеем Пивоваровым и Александром Расторгуевым об оппозиционном движении в России. После показа – встреча с представителем российской правозащитной ассоциации «Свободное Слово» Надеждой Ажгихиной.

Кроме того, в память о Кирилле Радченко будет показана выставка его работ как мастера фотографии под названием Kirill Radchenko: My World.

Антивоенная тема в самом широком плане – историческом, социальном, философском – заявлена еще в целом ряде фестивальных картин: «Я должна рассказать», «Перед зеркалом», «Восточный фронт», «Победа над победой».

«Восточный фронт»
«Восточный фронт»

Марина Адамович особо выделила фильм Андрея Осипова «Восточный фронт».

«Это уникальная режиссерская работа, – сказала она. – Осипов использует только немецкую хронику военных и предвоенных лет, не сопровождая ее комментариями. Они и правда не нужны. Мы знаем, что в России режиссера принудили добавить к изображению пояснительный текст. Но мы показываем первичный авторский вариант фильма, который убедительно показывает, что происходит с нацией, поддавшейся военной пропаганде».

Рок и пророки

Стало уже традицией для фестиваля RusDocFilmFest-3W представлять широкий круг фильмов по культуре и искусству.

Среди них «Брат Азарий» об артистической семье Плисецких (режиссер Алексей Бурыкин), «Век Любимова. Репетиции Мастера» – к столетию Юрия Любимова (режиссер Елена Якович), «Саша Соколов – последний русский писатель» – о самом таинственном русском писателе, во многом определившем развитие русской литературы последней трети ХХ века (режиссер Илья Белов).

«Саша Соколов – последний русский писатель».
«Саша Соколов – последний русский писатель».

«Про рок» об уральской молодежной рок-музыке (режиссер Евгений Григорьев), «Король Лир» о творческих поисках актера (режиссер Денис Клеблеев), «Фабрика грез для товарища Сталина» о формировании советского кинематографа сталинской эпохи (режиссер Борис Караджев), «Верила – верю» – о фольклоре казаков Дальнего Востока (режиссеры Маша Кособокова, Полина Завадская). Малоизвестным страницам русской истории посвящен фильм Галины Евтушенко «Неизвестный 2017-й».

Нескольо особняком стоит фильм Левана Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?» (другое название – «Резо») о его отце, замечательном грузинском театральном режиссере и художнике Резо Габриадзе.

«Это удивительный фильм, – отметила Адамович, – Абсолютное владение уникальным жанром, сочетающим анимацию, основанную на рисунках Габриадзе, рассказы самого мастера, хроникальные кадры. Фильм вызывает и профессиональный, и зрительский восторг».

Фильм в формате короткого метра о нью-йоркском художнике Эдуарде Беккермане снял режиссер Эдуард Старосельский.

Помимо выставки фотографий Кирилла Радченко, для зрителей фестиваля будет открыта выставка работ Сергея Голлербаха «С личной точки зрения» (From a Personal Point of View), приуроченная к 95-летию художника, живущего в Нью-Йорке и продолжающего активно работать, несмотря на возраст. Голлербах – один из ярчайших представителей послевоенной русской эмиграции в США, самобытный художник-экспрессионист. Запланирована встреча с ним, на которой будут представлены его книги.

Alphabet Diet. Dishiza (1996-2018) – так называется еще одна выставка, которую можно будет посетить в дни фестиваля. Нью-йоркский художник-перформансист Ирина Данилова представит свой арт-проект в зале DCTV.

Новые акценты

Как сообщила Марина Адамович, в рамках фестиваля пройдет презентация российской некоммерческой неправительственной благотворительной организации Президентский Центр Б. Н. Ельцина, созданной для поддержки институтов гражданского общества.

«Примерно три-четыре года назад мы были вынуждены пересмотреть наши отношения с официальными российскими организациями, – отметила Марина Адамович. – Это было связано с тем, что нам стали предъявлять определенные идеологические требования. По ряду причин мы перестали работать с российскими спонсорами, сделав акцент на независимых, частных студиях, а также заморозили ряд других проектов с Россией».

В рамках фестиваля пройдут два «круглых стола»: «Главная ответственность документалиста – социальная или артистическая?» (The Documentary Filmmaker’s Prime Responsibility: Social or Artistic?) с участием американских кинорежиссеров, и «Поверх барьеров: женщины в современном документальном кино и визуальном искусстве» (Beyond the Borders: Women in Contemporary Documentaries and Visual Arts).

Планируется дискуссия с участием кинорежиссеров и американских славистов, которая состоится после показов двух документальных киноработ современных молодых документалистов из США и России: «Гармония» режиссера Лидии Шейниной и «Перед зеркалом» (Facing the Mirror) режиссера Сары Хаки.

50-летию творческой карьеры известного американского документалиста Кейко Цуно посвящен ретроспективный показ ее ленты «История Вина» (The Story of Vinh). Эта картина о драматических последствиях Вьетнамской войны для детей вьетнамок, родившихся от отцов-американцев и пытающихся адаптироваться в качестве иммигрантов в американском обществе. По мнению Адамович, эта тема сегодня звучит особенно актуально в свете новой иммиграционной политики администрации Трампа.

XS
SM
MD
LG