Линки доступности

«Ученый, шарлатан и Сталин. Как накормить народ» - новый фильм о противостоянии Николая Вавилова и Трофима Лысенко


Николай Вавилов. Тюремное фото
Николай Вавилов. Тюремное фото

Документальный фильм Гули Мирзоевой о драматических событиях советской истории рассказывает о том, как сталинский режим отбросил вспять биологическую науку на десятилетия

Американская прокатная компания Icarus Films, специализирующаяся на документальном кино, включила в программу релизов на предстоящую осень фильм «Ученый, шарлатан и Сталин. Как накормить народ» (The Scientist, the Impostor and Stalin. How to Feed the People). Показы приурочены к 40-летию компании.

«Наша осенняя программа демонстрирует, насколько разнообразным, независимым, неожиданным и рискованным может быть документальное кино, которое Icarus Films целенаправленно выпускает с 1978 года, – заявил президент компании Джонатан Миллер. – Эти показы свидетельствуют, что сегодня кинематографическая индустрия – и документальное кино в особенности – переживает период подъема».

Фильм «Ученый, шарлатан и Сталин. Как накормить народ» сняла Гуля Мирзоева (Gulya Mirzoeva), режиссер из Таджикистана, с 1992 года живущая и работающая во Франции.

Гуля Мирзоева
Гуля Мирзоева

Это драматическая история двух очень разных людей, представленная в контексте важных исторических событий России 20-го века. Один из них, Николай Вавилов, гениальный ученый-биолог, первопроходец современной генетики. Другой, Трофим Лысенко, агроном, выдвигавший преимущественно псевдонаучные идеи. Советская власть поставила перед аграрной наукой задачу быстрыми темпами поднять сельское хозяйство страны и накормить народ, переживший в 20-30-е годы страшный голод.

Вавилов и Лысенко предлагали свои методы подъема сельского хозяйства. Вавилов, истинный ученый, был арестован по бредовым обвинениям, стал жертвой политических репрессий и умер в саратовской тюрьме от голода. Шарлатан Лысенко был обласкан Сталиным и назначен президентом ВАСХНИЛ (Академии сельскохозяйственных наук СССР).

Гуля (Гульбахор) Мирзоева родилась в Душанбе. Ее отец – народный поэт Таджикистана Гаффар Мирзо. Мать – академик Мухиба Якубова, биохимик, долгое время занимала пост вице-президента Академии наук Таджикистана.

Гуля Мирзоева – выпускница Литературного института имени Горького в Москве, работала в журнале «Памир», занималась литературными переводами, публицистикой, написанием сценариев. Работала на киностудии «Таджикфильм», а в 1990 году уехала в Москву, где работала режиссёром программ на Авторском телевидении в Останкино. С 1992 года живёт во Франции. Самые заметные ее фильмы – «Там, за лесом», «Семь дней из жизни Деда Мороза», «Михаил Горбачев. От первого лица», «Афганистан 1979. Война, которая изменила мир».

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» по скайпу побеседовал с Гулей Мирзоевой, находящейся в Париже.

Олег Сулькин: Гуля, вы выросли в интеллектуальной, творческой семье. Связан ли ваш выбор темы нового фильма о Вавилове и Лысенко с тем, что ваша мама по профессии биолог?

Гуля Мирзоева: Когда я училась в школе в Душанбе, я увлекалась биологией, потому что мама биохимик, ее работы были связаны и с генетикой растений. Руководители маминых научных работ и диссертаций, видные ученые из Москвы и Ленинграда, были убежденными последователями Вавилова. Преклонение перед Вавиловым досталось маме от них, как говорится, по наследству. В те времена – шестидесятые, семидесятые годы – учение Вавилова было еще под запретом. А когда вышли книги Владимира Дудинцева «Белые одежды» и Даниила Гранина «Зубр», выяснилось, что ближайший друг и коллега мамы является учеником Тимофеева-Ресовского (Николай Тимофеев-Ресовский – видный биолог, генетик, судьба которого легла в основу книги «Зубр». – О.С.). Я сделала тогда с маминым коллегой большое интервью для газеты «Коммунист Таджикистана», узнала многое о той эпохе.

О.С.: Тогда же и возникла идея фильма?

Г.М.: Нет… Это было в другой жизни, в другой стране. Много воды утекло с тех пор… Я ведь уже 26 лет живу в Париже. Эта идея возникла несколько лет назад во время беседы с моим продюсером. Очень сложно продвигать такие проекты на государственном французском телевидении. Ну кому интересно знать про идеологию и науку во времена Сталина? В результате фильм стал совместным французско-немецко-канадским проектом. От синопсиса в две страницы до готового фильма прошло пять лет. И знаете, когда фильм показали на французско-немецком канале Arte 31 июля в 10:30 вечера, его смотрели 410 тысяч человек! Это 3% от общего числа телезрителей. Утром сотрудники канала позвонили и поздравили меня. Смотреть фильм про сталинские времена в разгар лета – это надо иметь желание. Ну, это Франция. Тут многое непредсказуемо.

О.С.: В фильме наглядно показано, как Вавилова травили в сталинское время, в особенности за «прозападную» ориентацию.

Г.М.: Травили не только Вавилова, а всю биологическую науку. При поддержке Сталина Лысенко громил генетику, называя «вейсманизм-морганизм» буржуазной лженаукой. Так лысенковцы называли генетику по именам ее основоположников немца Августа Вейсмана и американца Томаса Моргана. В том же обличительном контексте употребляли имя австрийского биолога Грегора Менделя. А начались гонения в начале 30-х годов с травли ученых-экономистов по так называемому делу «Трудовой крестьянской партии». Вавилов имел большой авторитет – он тогда был президентом ВАСХНИЛ. Он ходатайствовал за арестованных по этому делу, что позднее послужило поводом для обвинения его в руководстве этой несуществующей партии. Исследования в области генетики требовали активного общения с иностранными коллегами. Вавилов много ездил по миру. Его, как виднейшего ученого, приглашали на международные конференции, и это тоже вызывало подозрения у партийных боссов и НКВД. Именно из-за того, что сталинский режим фактически уничтожил советскую биологическую школу, эта отрасль науки отстала в СССР лет на 50 лет. Знаете, что сказал мне бывший директор ВИР (Всероссийский институт растениеводства имени Н. И. Вавилова) Николай Дзюбенко? Что это отставание чувствуется и поныне.

О.С.: Вы много работали в архивах. Удалось ли найти что-то ранее неизвестное, не опубликованное?

Г.М.: Архивы – моя страсть. Обычно режиссеры поручают это дело специалистам по подбору хроники, перед которыми ставят конкретную задачу: вот такая персона, вот такие временные рамки. А потом режиссер из найденного ими материала выбирает то, что ему нужно. Я же люблю сама рыться в архивах. Мне говорили: зачем? Ничего же нет. Есть только общеизвестные хроникальные кадры Вавилова на 7 секунд. Все остальное было уничтожено после ареста Вавилова. Я просидела в московских архивах несколько месяцев. В Красногорске, в Российском государственном архиве кинофотодокументов, я нашла неизвестные 3 секунды хроники с Вавиловым. Это 1931 год, заседание правительственной комиссии по засухе. Я увидела и закричала: «Вавилов!». Сотрудники архива тут же вписали находку в свой реестр. Благодаря моей ассистентке я раскопала несколько ранее не известных фотографий Вавилова в подвалах Российского государственного архива экономики. Вот так, скрупулезно просматривая документы, я находила что-то новое или малоизвестное.

О.С.: В американские архивы вы обращались? Что-то нашли по поездкам Вавилова в США?

Г.М.: Да, обращалась. Но, увы, ничего не сохранилось. Причем ни в Германии, ни в Италии, где он тоже бывал и участвовал в различных конгрессах и конференциях. Очень странно.

О.С.: Обстоятельства его смерти, изложенные в его биографиях, подтвердились?

Г.М.: Я просмотрела все имеющиеся документы, включая протоколы допросов, проводимых следователем Хватом. Николай Вавилов умер от истощения в саратовской тюрьме в январе 1943 года. Летом 1942 года смертная казнь ему была заменена на двадцать лет лагерей, но это никак не сказалось на условиях его содержания. Скорее всего, он об этом так и не узнал.

О.С.: А как вы объясните, что физика Сергея Вавилова, младшего брата Николая Ивановича, через два года после смерти брата избирают президентом Академии наук СССР? Известно, что за всеми ключевыми кадровыми решениями стоял тогда Сталин. Странный выбор, не так ли?

Г.М.: Сталину предоставили список из 23 кандидатов. Почему он выбрал брата Вавилова? Старший брат, выдающийся ученый, исчез, сгинул, будто испарился. Никакой официальной информации о его судьбе не было. Светила мировой науки из-за рубежа спрашивали советских лидеров: куда делся Николай Вавилов? Сам Сергей узнал о смерти брата с опозданием в несколько месяцев. Какая-то своя прихотливая логика в духе Макиавелли в выборе Сталина, наверное, присутствовала. И, понятно, что Сергей Вавилов не мог отказаться от этого назначения.

О.С.: В конце фильма появляется фигура Никиты Хрущева, еще одного, так сказать, знатока растениеводства и сельского хозяйства. Интересно, почему критик культа личности Хрущев покровительствовал Лысенко, ведь тот был любимцем Сталина?

Г.М.: Когда Сталин умер в марте 1953 года, Лысенко был президентом ВАСХНИЛ. Как у нас водится, на него посыпались все шишки, его обвинили в неудачах сельского хозяйства. В 1956 году его сняли с поста президента академии, и он на какое-то время исчез из поля зрения. Сидя в своем подмосковном экспериментальном хозяйстве в Горках Ленинских, Лысенко писал письма Хрущеву, пытался снова забраться на Олимп. Ему-таки удалось обаять советского вождя. И в 1961 году Хрущев вновь назначил Лысенко президентом ВАСХНИЛ. Надо сказать, что Хрущев был расположен к аграрным авантюрам, что показали и целинная эпопея, и насильственное внедрение кукурузы. Когда власти доверяют не специалистам, а идеологам, то происходят катастрофические события. К концу своего царствования Хрущев собрал вокруг себя людей, с которыми ему, с его крестьянской и пролетарской жилкой, было комфортно. Одним из этих приятных ему людей и был Лысенко. Когда Хрущева сняли, то вслед за ним полетел и Лысенко.

Никита Хрушев и Трофим Лысенко
Никита Хрушев и Трофим Лысенко

О.С.: Как вы думаете, почему тоталитарные режимы столь неприязненно относятся к науке?

Г.М.: Главное для таких режимов – укрепление и поддержание властной вертикали. Для финансирования силовых структур нужны огромные средства. Поэтому в бюджетных планах наука и искусство оказываются на последних местах.

О.С.: Над чем работаете в настоящее время?

Г.М.: Готовлю непростой проект о боевиках «Исламского государства» из республик Центральной Азии и Кавказа. Очень сложная тема.

XS
SM
MD
LG