Линки доступности

Жить ли россиянам при новой Конституции?


Президент Владимир Путин присягает на Конституции России в ходе инаугурации 7 мая 2018 г.
Президент Владимир Путин присягает на Конституции России в ходе инаугурации 7 мая 2018 г.

По мнению экспертов, власти готовы пойти на трансформацию Основного закона страны в своих целях

Под занавес Нового года в России развернулась широкая дискуссия по поводу возможных изменений в конституцию страны. Причем, в зависимости от исповедуемых взглядов стороны высказывались как в пользу трансформаций, так и наоборот.

Толчком для дебатов послужила позиция властей, представители которой раз за разом поднимали эту тему.

Президент Владимир Путин по случаю 25-летия Конституции РФ высказался об Основном законе страны довольно туманно – мол, «это не закостенелая правовая конструкция, а живой развивающийся организм». Напомним, сразу после своего очередного избрания главой государства в марте нынешнего года он вполне определенно сказал, что никаких реформ конституции в ближайшей перспективе не планируется.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, также в преддверии 25-летия Конституции, опубликовал статью, в которой допустил внесение в основополагающий для страны закон корректировок, обусловленных «вызовами времени».

Не мог отстать от «старших по званию» и нынешний спикер Государственной думы Вячеслав Володин. Как ему видится, «даже такой основной закон - не догма». Володин до недавней поры возглавлял администрацию президента и хорошо знает кремлевские настроения.

В то же время в оппозиционных кругах страны с большим подозрением относятся к маневрам властей вокруг конституции.

В частности, в заявлении участников «Круглого стола 12 декабря» подчеркивается, что в сегодняшней ситуации они выступают против любых изменений, вносимых властью в основной закон, «кроме возвращения к ранее действовавшим и ею самой изменённым нормам».

«Мы убеждены в том, что действующая власть будет инициировать дальнейшие изменения конституции только в собственных интересах, а не в интересах граждан страны», - констатировали авторы обращения.

В число подписавших письмо вошли Валерий Борщев, Светлана Ганнушкина, Геннадий и Дмитрий Гудковы, Сергей Давидис, Дмитрий Зимин, Андрей Зубов, Михаил Касьянов, Андрей Нечаев, Игорь Чубайс, Илья Шаблинский, Лилия Шевцова, другие правозащитники, журналисты и общественные деятели.

Главный редактор «Ежедневного журнала» Александр Рыклин в интервью Русской службе «Голоса Америки» предположил, что изменения в конституции скорее всего будут, а цель их - отразить весь сегодняшний «внешнеполитический тренд». На его взгляд, это, прежде всего, направленность на изоляционизм.

«Там (в конституции) появятся целые абзацы или разделы про национальную идентичность, приоритет отечественного законодательства (над международным) и тому подобное, - уточнил он. - Наша конституция будет призвана отражать те реалии, с которыми мы сегодня регулярно сталкиваемся в повседневности».

Однако, что касается «сформулированной закулисно» главной задачи Кремля - консервации путинских властных полномочий, то это дело, видимо, не следующего года, поскольку еще есть временной запас, заметил Александр Рыклин. По его прогнозу, необходимые тут изменения будут внесены не прямо накануне окончания президентского срока (2024 год), но все равно загодя – «где-нибудь к 2021 году».

«Правда, пока сложно понять, по какому именно пути они (власти) пойдут, - добавил он. - Это может быть просто перераспределение властных полномочий внутри российской политической элиты. Возможно, президент станет чисто номинальной фигурой, а реальные полномочия перейдут к лидеру парламентского большинства, которое будет выбирать правительство. Словом, выберут классическую модель парламентской республики».

Впрочем, главный редактор «Ежедневного журнала» совсем не исключил и других вариантов.

У российских властей уже есть практический опыт осуществления конституционных реформ, в результате которых Владимир Путин, начина с 2012 года избирается президентом не на четыре года, а на шесть. Таким образом, срок его полномочий к 2024 году составит 12 лет. То есть по старой конституции он должен был «выйти на пенсию» после 2020 года.

В свою очередь, руководитель общественно-политического движения «Союз правых сил» Леонид Гозман в комментарии Русской службе «Голоса Америки» затруднился сказать, всерьез ли сейчас готовятся реальные изменения конституции, или пока это «вбросы» для прощупывания общественных настроений. При этом, как ему кажется, если реформы все же будут, то они затронут в первую очередь два пунктов.

«Один из них касается конституционного обеспечения государственной идеологии, которую хотят нам «впарить», и он менее значителен, - пояснил он. - Второй пункт гораздо важнее, и касается он организации высшей власти в стране. Это единственное, что им сегодня серьезно мешает в конституции. Всем остальным они на самом деле могут легко пренебречь, что и происходит на практике».

Однако, как представляется политику, оставить после 2024 года Владимира Путина в Кремле без изменений основного закона страны довольно сложно: тут, по его словам, надо или менять конституцию, или наплевать на нее открыто, совершив нечто вроде военного переворота.

«Для приведения конституции в соответствие поставленным задачам есть несколько возможных сценариев, - рассуждает он. - Можно просто отменить все ограничения по срокам, разрешив пожизненное президентство по результатам референдума. Это, конечно, экзотика, но почему бы и нет».

Другой вариант, кажущийся Леониду Гозману довольно логичным, - узаконить создание органа, который будет и над президентом, и над парламентом: «По примеру Ирану, где есть аятолла Хаменеи, духовной лидер нации. У аятоллы контракт на легитимность не от народа, а непосредственно от аллаха. Соответственно, он выше любых демократических процедур».

Также, на взгляд политика, теоретически возможен и переход к парламентской республике, когда властные полномочия делегируются премьеру: «В российских условиях при подконтрольных выборах и парламенте это создает предпосылки фактически для пожизненного правления. Это самый легкий путь, но не думаю, что он будет выбран. И виной тому Армения, где Серж Саргсян пошел по этой стезе и прогадал, поскольку народ возмутился очевидной попыткой его обмануть».

Как полагает политик, в Кремле после такого тревожного звонка уже сделали соответствующие выводы.

"Союзное государство"?

Как сообщают региональные СМИ, в ходе двух недавних встреч а Москве президентов России и Беларуси, Кремль выдвинул Александру Лукашенко своего рода «интеграционный ультиматум». По мнению экспертов, предлагаемая Москвой дальнейшая интеграция с Минском - "вплоть до создания единого эмиссионного центра, единой таможни, суда и Счетной палаты”, может создать предпосылки для внесения соответствующих изменений в российскую конституцию, и решения таким образом проблемы пребывания Владимира Путина у власти после истечения очередного президентского срока в 2024 г.

Как отметил в своем комментарии для Русской службы “Голоса Америки” эксперт Атлантического совета Андерс Ослунд, “...очевидно, что Путин пытается ускорить процесс. Ему не свойственно проводить встречи в субботу. Российская пропаганда требует реального Союзного государства России и Беларуси, которое существует на бумаге уже двадцать лет”.

По мнению аналитика, которого считают одним из лучших знатоков политической и экономической ситуации в Центральной и Восточной Европе и на пространстве бывшего Советского Союза - он работал советником по экономике в правительствах России, Украины и Кыргызстана - “Цель Путина – поглотить Беларусь, включить ее в состав России и возглавить новое союзное государство. Таким образом он не нарушает российскую конституцию, оставаясь на очередной президентский срок. Я не думаю, что для Путина это является «планом А» по удержанию власти до конца его дней. Но так или иначе, ему нужны новые победы для демонстрации обществу, и он воспринимает Беларусь как лёгкую добычу”.

XS
SM
MD
LG