Линки доступности

Двойная жизнь российского «шпиона», обезглавленного ИГИЛ


CNN показывет скриншот казни
CNN показывет скриншот казни

Магомед Хасиев/Евгений Юдин имел связи как с мусульманскими группировками, так и с российскими спецслужбами

Недавно в Интернете появилось видео, где мужчина в оранжевом комбинезоне, сидя на коленях у озера в Сирии, на русском языке произносит признание в шпионаже за боевиками «Исламского государства». Затем другой русскоговорящий человек, одетый в камуфляж, отрезает ему голову охотничьим ножом.

Когда 2 декабря «Исламское государство» опубликовало этот ролик, конфликт в далекой Сирии вдруг стал близок рядовым россиянам. Снятый в высоком разрешении видеоролик демонстрирует, как один россиянин убивает другого, руководствуясь мало кому понятными мотивами. Кроме того, видео открыло еще одну тайну.

Предполагаемый шпион рассказал, что его зовут Магомед Хасиев, что он родом из Чечни и работал на российскую разведку. Прокремлевский лидер Чечни Рамзан Кадыров немедленно опроверг, что Хасиев был российским агентом.

Однако, по словам более десятка знакомых Хасиева, 23-летний юноша имел связи как с мусульманскими группировками, так и с российскими службами безопасности, и, по видимости, вел двойную жизнь.

Русский по национальности, рожденный в немусульманской семье в промышленном центре России, Хасиев провел подростковые годы в кругу чеченцев, которые описывают его как правоверного мусульманина, бегло говорившего по-чеченски. Некоторые из чеченских друзей Хасиева уехали на Ближний Восток, чтобы сражаться на стороне «Исламского государства», и призывали его последовать своему примеру.

При этом в своей другой жизни Хасиев общался с людьми, не имеющими отношения к исламу, дружил с полицейским и получил лицензию МВД на работу охранником. Об этом рассказали его бывший учитель, друг и сотрудники нескольких охранных предприятий. В некоторых ситуациях, в том числе на работе, Хасиев использовал имя, данное ему при рождении, – Евгений Юдин.

Если верить его признанию в видеоролике ИГИЛ, Хасиев оказался вовлечен в запутанную ситуацию где-то на грани между официальным вмешательством России в сирийский конфликт и джихадом, в котором участвуют несколько тысяч россиян и граждан бывших советских республик.

Ни Федеральная служба безопасности, на которую, по словам Хасиева, он работал, ни российское Министерство внутренних дел ситуацию не комментируют.

Детский дом

Согласно документам из чеченского детского дома, первые десять лет его жизни Хасиева воспитывала мать, этническая русская. Когда мальчику исполнилось 10, она отдала его в детдом. Причины ее решения в документах не обозначены. Согласно документам, вскоре после этого мать Хасиева скончалась от туберкулеза.

В детдоме Хасиев, тогда еще носивший фамилию Юдин, выучил чеченский, выбрал себе мусульманское имя Магомед и принял ислам.

Бывший директор детдома Руслан Юсупов вспоминает, как Хасиев играл с его собственными детьми и внуками: «Он был ласковый, как котенок, любил внимание и заботу».

Спустя три года Хасиева усыновила чеченская семья, и он взял фамилию приемной матери, Мархи Хасиевой. Однако спустя еще год Хасиева вернула ребенка в детдом из-за конфликта с другими родственниками. Однако, как заявила женщина в интервью Reuters, даже после этого она продолжала поддерживать связь с приемным сыном и заботиться о нем.

В 2008 году российский министр внутренних дел Рашид Нургалиев посетил детдом, чтобы встретиться с желающими поступить в Суворовское военное училище.

По словам сотрудников детдома, Хасиев, которому тогда было 16 лет, загорелся идеей поступления в элитное училище, но оказался старше положенного возраста и получил отказ. А вот его лучшего друга из детдома Минкаила Темиева в училище приняли.

Истинный чеченец?

Хасиева отправили учиться в Майкоп, столицу республики Адыгея, примерно в 500 км от столицы Чечни, Грозного.

Там, по словам родственников и друзей, у Хасиева образовалось два круга общения.

В одном он продолжал идентифицировать себя как чеченца и поддерживал связь с приемной семьей и старыми друзьями, в том числе с Темиевым. По словам сотрудников детдома, Темиев вслед за Хасиевым переехал в Майкоп.

В колледже Хасиев был зарегистрирован под своим русским именем, однако преподавателей просил называть его Магомедом. «Поначалу он поправлял преподавателей, – вспоминает куратор курса Татьяна Майстревская. – Я ему сказала: когда поменяешь документы, тогда буду звать тебя Магомедом. На это он возражать не стал».

Знакомые Хасиева вне колледжа, среди которых было много чеченцев, знали его под именем Магомед. «Он ничем от нас не отличался, чисто говорил по-чеченски. Многие даже не знали, что он русский», – рассказал один из чеченских друзей Хасиева.

Как рассказал близкий друг Хасиева Виктор Зызин, в конце концов он официально сменил имя, получив новый паспорт на имя Магомеда Хасиева.

Однако, по словам Зызина, несмотря на настойчивое использование мусульманского имени, Хасиев не производил впечатление чеченского националиста или радикала. В 2011 году юноша опубликовал на своей странице в социальной сети «Вконтакте» фотографию на фоне постера с Рамзаном Кадыровым. Чеченский лидер помог Кремлю победить исламских экстремистов на Северном Кавказе и в рядах мусульманских боевиков считается неверным.

У Хасиева было много друзей и среди не-мусульман, в том числе русский Зызин и армянин по имени Грант.

В видеоролике ИГИЛ Хасиев называет Гранта старым знакомым и своим связным с российскими спецслужбами, через которого он передавал информацию о боевиках «Исламского государства».

Один из чеченских друзей Хасиева рассказал Reuters, что Грант служил в полиции. Двое других знакомых Хасиева, в том числе Зызин, встречались с Грантом, но не знали, где он работает. Reuters не удалось установить фамилию Гранта или какую-либо еще информацию о нем. По словам региональной полиции Адыгеи и городской полиции Майкопа, у них сотрудника с таким именем не было. МВД дать комментарии отказалось.

Друг-радикал?

В конце 2013 года Хасиев устроился на работу в охранную компанию в Майкопе «Шериф-М». По словам главы местной школы охранников Анзора Тахумова, за несколько лет до этого Хасиев подавал документы на охранную лицензию МВД под именем Юдина. Под этим же именем он устроился на работу.

По словам Зызина, за несколько месяцев до начала работы Хасиев продал квартиру, купленную по программе государственной помощи сиротам.

Пока неясно, каким образом Хасиев оказался на территории «Исламского государства» в Сирии, однако его чеченская приемная семья подозревает, что в этом мог быть замешан его детдомовский друг Темиев.

Они полагают, что Темиев увлекся радикальными идеями. По словам Мархи Хасиевой, приемный сын рассказывал ей, что Темиев пытался убедить его вступить в ряды исламистов, но он отказался. Она вспоминает, как однажды Темиев появился на похоронах с длинной бородой, которую часто ассоциируют с последователями радикального ислама. В семье шутили, что с бородой он стал похож на Карла Маркса.

По словам знакомых Хасиева, он любил выпить, встречался с девушками и не проявлял никакой склонности к радикальному исламу. «У него не было никаких экстремистских взглядов», – утверждает племянник Мархи Хасиевой Руслан.

Тем не менее, в какой-то момент в прошлом году Хасиев уехал из России. По словам чеченской приемной семьи юноши, они не представляли, куда он отправился. «Мы думали, он поехал куда-то работать», – говорит его приемная тетя Малика Хасиева.

Хасиев продолжал поддерживать связь со своим русским другом Виктором Зызиным, посылая тому сообщения из окрестностей Кобани – сирийского города на границе с Турцией, который стал эпицентром борьбы между боевиками ИГИЛ и курдскими силами.

По словам Зызина, он считал, что Хасиев поехал в Сирию вслед за Темиевым, однако вскоре из сообщений друга он узнал, что Темиев был убит.

В своих сообщениях Хасиев называл боевиков «братьями» и начал все чаще употреблять различные исламистские выражения. По словам Зызина, друг говорил ему, что «просто подбирает тела погибших», и жаловался, что ему надоело этим заниматься.

Последнее сообщение от Хасиева Зызин получил в феврале и посоветовал ему вернуться домой: «Он сказал, что может приехать в гости. Но в конце он написал, что устал. Он посылал голосовые сообщения. Я уже тогда понял, что он не вернется. Оттуда просто нет пути назад».

XS
SM
MD
LG