Линки доступности

Россия пытается выступить организатором оборонного сотрудничества стран СНГ


Эксперты говорят, что на юго-востоке для России угроза гораздо существенней, чем на Западе

Состоявшийся в пятницу в заповеднике Бурабай на севере Казахстана саммит глав государств СНГ, судя по речам, которые там произносились, прошел под знаком увеличивающейся угрозы с юга – угрозы, которую представляют собой радикальные исламисты ИГИЛ и движение Талибан в Афганистане.

Президент России Владимир Путин отчитался перед коллегами по СНГ о российской операции в Сирии с интонациями успешного военачальника: «Действуя с воздуха и моря по заранее согласованным с сирийцами целям, наши военнослужащие добились внушительных результатов: уничтожены десятки пунктов управления и складов с боеприпасами, сотни террористов и большое количество боевой техники».

Российский президент предпринял несколько попыток заинтересовать глав других государств Содружества – президентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана – в более плотном военном и информационном сотрудничестве. Он, в частности, призвал их к кооперации в рамках созданного Россией, Ираном, Ираком и Сирией информационного центра в Багдаде: «Мы призываем все заинтересованные стороны подключиться к работе информационного центра».

На заседании глав государств СНГ Путин заявил, что «по разным оценкам, на стороне ИГИЛ уже воюет от 5 до 7 тысяч выходцев из России и других стран СНГ». «Мы, конечно, не можем допустить, чтобы они полученный сегодня в Сирии опыт позднее применяли бы у нас дома», – сказал российский президент, обратив внимание на «необходимость обеспечить эффективную деятельность Антитеррористического центра СНГ, продолжать координировать работу спецслужб, осуществлять постоянный обмен информацией».

По словам президента РФ, в Афганистане «ситуация действительно близка к критической, террористы разных мастей набирают все большее влияние и не скрывают планов дальнейшей экспансии». «Одна из их целей – прорваться в центрально-азиатский регион, нам важно быть готовыми согласованно реагировать на такой сценарий», – подвел итог Путин, призвав своих коллег к более тесной координации в охране границ.

Реакция лидеров стран СНГ на призывы Владимира Путина

Самым обеспокоенным состоянием безопасности СНГ на саммите, кроме российского лидера, выглядел президент Узбекистана Ислам Каримов, который прямо заявил об угрозе южным границам Содружества. О необходимости совместной борьбы с ИГИЛ говорил и президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев был, в принципе, солидарен с Путиным, но выражал эту солидарность более чем общими фразами – он, например, призвал «создать всемирную сеть борьбы с террористическими организациями с одобрения ООН».

Журналисты также ждали, как на все это отреагирует недавно избравшийся в пятый раз президентом Беларуси Александр Лукашенко, причем ждали с особым вниманием: накануне саммита у Минска и Москвы возникла явная размолвка по поводу строительства в Беларуси российской военной базы, и продолжения разговора на эту тему от Путина и Лукашенко ждали в Бурабае. Но на пленарном заседании президент Беларуси тему совместных военных усилий стран СНГ не затрагивал, а на двухсторонней встрече с Владимиром Путиным попросил его отложить обстоятельную беседу до более обстоятельной встречи. Разговор о военной базе продолжится, видимо, в скором будущем уже в Москве – Путин сказал Лукашенко, что там его готовы принять в любое время.

При этом по итогам саммита глав государств СНГ было утверждено как минимум два документа, имеющих военную составляющую – концепция военного сотрудничества стран-участниц Содружества до 2020 года и программа сотрудничества государств-участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016-2020 годы.

Может ли быть успешной претензия Москвы на роль координатора совместных военных усилий стран СНГ? Удастся ли Москве создать свою военную базу в Беларуси?

Александр Гольц: Реальная угроза России – из Центральной Азии

По мнению военного обозревателя Александра Гольца, Александр Лукашенко, несмотря на его очевидную зависимость от России, понимает, что Москва может втянуть его в очень опасную игру. Повышая ставки в военном противостоянии с Западом, Путин, по мнению эксперта, хочет использовать для этого территорию Беларуси: «У России есть проблемы, ей как-то надо реализовать свои угрозы об ответных действиях на развертывание переменных контингентов сил НАТО в Балтии и появление там американских современных истребителей F-22. И появилась идея развернуть дополнительные авиационные части где-то вблизи границы так, чтобы это было демонстративно. Выбор пал на белорусские Барановичи, где собираются создать базу. И, конечно же, это еще и демонстрация, что союзники по-прежнему послушны и готовы выполнить любую российскую просьбу».

При этом, полагает Александр Гольц, нежелание Лукашенко идти на поводу у этой инициативы Путина демонстрирует общую слабость позиций России:

«Вот смотрите, в последние недели нам рассказывают, что Россия – единственная, кто эффективно борется с террористами в Сирии, что речь Путина в ООН была великой, что к нему сейчас прислушивается мир, и так далее – и в это самое время ближайший союзник, живущий на российские деньги, вдруг говорит, что знать ничего не знает ни о какой базе, что все это нужно обсуждать, и так далее. Тут поневоле засомневаешься во всей пропаганде».

Однако юго-восточное направление, считает Александр Гольц, для России действительно важное:

«Для России сегодня очевидная, реальная военная угроза проистекает из Центральной Азии. До окончательного захвата власти талибами в Афганистане осталось по наилучшему сценарию года полтора. Потом то, что мы называем «исламским экстремизмом», перепрыгнет через Амударью и через Пяндж и столкнется там со слабыми коррумпированными авторитарными режимами, подданные которых мучаются от чудовищной бедности. Вот это - идеальные условия для начала всевозможных гражданских войн».

«С 2011 года Россия стала старательно создавать силы быстрого реагирования СНГ не потому, что России нужна там казахская бригада или батальон Таджикистана, а потому что России нужно легитимное право на вмешательство в конфликт на ранней стадии, когда это еще можно как-то сдержать российскими военными силами, не допустить наихудшего сценария. Собственно говоря, маневры СНГ “Центр-2015” – это была репетиция вторжения в некую страну, захваченную террористами и охваченную беспорядками», – рассказывает эксперт.

Александр Гольц уверен: Россия искренне опасается того, что центрально-азиатские режимы перед радикальными исламистами не устоят: «До недавнего времени казалось, что Казахстан будет надежным щитом России. Но все надежды на Казахстан связаны со здоровьем одного единственного человека – господина Назарбаева. И если предположить какой-нибудь наихудший сценарий, то в этом случае десятки, если не сотни тысяч беженцев, а с ними и бандформирований, и торговцев наркотиками, и торговцев оружием окажутся где-нибудь в районе Оренбургской области».

Аркадий Дубнов: Россия своим участием в сирийской войне обеспокоила партнеров по СНГ

Эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов полагает, что для стран СНГ серьезная вовлеченность России в сирийскую войну стала как минимум поводом для беспокойства:

«В день рождения Путина в качестве, видимо, подарка, российские военно-космические силы нанесли удар по Сирии ракетами из каспийского региона, частью которого являются Казахстан и Азербайджан, да и Туркменистан там на пути. Нурсултан Назарбаев не может пройти мимо этого факта, думаю, что в Ашхабаде тоже поежились, обнаружив, что по соседству с ними Каспийская флотилия стреляет по Ближнему Востоку, да и в Азербайджане тоже, наверное, поежились от этого».

«С включением России в серьезную военную операцию на Ближнем Востоке, вход в которую – рубль, а выход – не два, а десять, я думаю, Путину было необходимо публичное одобрение Назарбаева, как самого важного своего коллеги и партнера на евразийском пространстве, аксакала в постсоветской политике», – считает Аркадий Дубнов.

Эксперт говорит, что лидеры центрально-азиатских стран СНГ, скорее всего, с большой радостью восприняли решение президента США Барака Обамы оставить американский контингент в Афганистане на более долгий срок: «Более чем понятно, что они заинтересованы в продолжении американского присутствия в Афганистане, но публично одобрить это, что называется, не комильфо для лидеров постсоветского пространства».

В конечном счете, убежден Аркадий Дубнов, и Россия в этом заинтересована: «Пока что Россия таскала в Афганистане каштаны из огня чужими руками – руками США, и присутствие Соединенных Штатов дает надежду ей хоть на какое-то сдерживание развития ситуации по плохому сценарию в этой стране».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG