Линки доступности

В Совете Европы говорят о необходимости общего понимания свободы слова и свободы прессы


Турбьерн Ягланд
Турбьерн Ягланд

В Совете Европы обеспокоены блокированием соцсетей и вэб-сайтов в Украине

КИЕВ – Блокирование некоторых крупных онлайн-сервисов и социальных сетей на территории Украины «идет вразрез» с общим пониманием свободы слова и свободы для средств массовой информации. Об этом говорится в заявлении Генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда (Thorbjørn Jagland), в связи с указом президента Украины Петра Порошенко о новых антироссийских санкциях.

«Блокирование социальных сетей, поисковых систем, почтовых служб и новостных веб-сайтов идет вразрез с нашим общим пониманием свободы слова и свободы средств массовой информации. Более того, такие запреты нарушают принцип пропорциональности», – от имени Турбьерна Ягланда 17 мая отмечается на сайте Совета Европы.

Ряд правозащитных организаций также выразили свою позицию по поводу действий официального Киева.

Мы защищаем Украину не только на поле боя, но и от информационной и кибернетической агрессии, которая не менее опасна, чем военная
Александр Турчинов

В правозащитной организации Human Rights Watch решение ввести санкции против российских социальных сетей считают политически мотивированным.

«Это еще один пример легкости, с которой президент Петр Порошенко необоснованно пытается контролировать общественный дискурс в Украине. Петр Порошенко может попытаться оправдать этот шаг, но это циничная, политически целесообразная атака на право информировать, затрагивающая миллионы украинцев, их личную и профессиональную жизнь», – заявила 17 мая исследовательница Human Rights Watch в Украине Таня Купер.

Как сообщает интернет-издание «Европейская правда», в НАТО официально отреагировали на решение Киева ввести санкции против ряда российских сайтов в Украине.

«Украинское правительство четко дало понять, что этот указ является вопросом безопасности, а не свободы слова», – сообщили в НАТО.

Представитель Альянса напомнил, что НАТО сотрудничает с Украиной в процессе ее реформирования, в том числе в сфере демократии, верховенства права и прав человека.

«Свобода слова охватывается этим диалогом. Мы верим в преданность Украины своим международным обязательствам, и тому, что в стране действует система сдержек и противовесов», – заявили в НАТО.

В комментарии для прессы секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов отметил, что сегодня главный вопрос – запуск механизма реализации указа президента Петра Порошенко.

«Мы защищаем Украину не только на поле боя, но и от информационной и кибернетической агрессии, которая не менее опасна, чем военная. Я убежден, что все мы должны защищать нашу страну всеми доступными средствами», – отметил Александр Турчинов, сообщает пресс-служба украинского Совбеза.

Он сказал, что «некоторые программные продукты российского производства используются для кибершпионажа, распространения опасных вирусов и кибернетических атак».

Александр Турчинов пояснил, что частным предпринимателям, которые используют российские программные продукты, в частности, для бухгалтерского учета, «мы можем только рекомендовать не делать этого, но то, что касается государственных учреждений, они будут срочно переводиться на программный продукт от отечественного производителя».

Это сепаратизм и экстремизм, и не нужно путать свободу слова с информационной войной как частью полноценной войны
Алексей Курпас

По поводу запрета для некоторых российских социальных сетей, секретарь СовбезаУкраины отметил, что их используют для незаконного сбора информации, информационной агрессии против государства, «кондовой пропаганды» и вербовки агентуры российскими спецслужбами.

Напомним, что указом президента Петра Порошенко Украина ввела новые персональные, специальные и экономические антироссийские санкции в отношении граждан и юридических лиц. Соответствующий указа лидера республики был размещен на официальном сайте лидера государства.

О санкциях

Санкции в отношении физических лиц, граждан Украины и России, и других стран вводятся на срок от одного до трех лет, а для определенной категории, в том числе, российских чиновников – на бессрочной основе.

Запрет на использование в стране введен для крупных российских социальных сетей, Интернет-ресурсов, таких как, ВКонтакте, Одноклассники, Yandex, Mail.ru, а также российских средств массовой информации: ТВ Центр, РБК, телеканал Звезда, ВГТРК, НТВ-плюс и других.

Санкции масштабные, против экстремизма

Политолог, эксперт Агентства политического консалтинга «Фабрика медиа» Алексей Курпас считает, что во всем мире существуют определенные ограничения, которые применяются в случае угрозы безопасности государства вплоть до запрещения деятельности различных организаций.

Если мы находимся на войне, и у нас нет возможности ограничить шпионское или сепаратистское влияние, то нет другого выбора – такие соцсети нужно закрывать

«Насильственные призывы, обсуждение темы свержения государственности, унижение памяти, государственных символов – это не свобода слова в социальных сетях. Это сепаратизм и экстремизм, и не нужно путать свободу слова с информационной войной как частью полноценной войны.

Конечно, что касается индекса свободы слова в Украине, то с ним проблемы на протяжении всей независимости. Какое бы руководство не приходило к власти, оно физически и экономически давило на оппонентов: на действия провластной прессы глаза закрывались, а в отношении оппонентов – применяли нормы закона», – говорит Алексей Курпас корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Вместе с тем, по словам Алексея Курпаса, главное, что следовало бы отметить в новых санкционных списках – это его объем в отношении различных российских, и не только компаний и физических лиц.

«Вероятно, это самый важный вопрос – санкции вводятся решением Совета национальной безопасности и обороны в отношении 468 юридических лиц и компаний! Однако в обществе обсуждают в основном о запрете ВКонтакте, Одноклассников и сервисов Яндекса, в отношении которых действует запрет на три года, но почему-то мало кто удивляется, что санкции по поводу сепаратистских вооруженных формирований – батальонов “Сомали” и “Призрак” введены всего на один год», – подчеркивает Алексей Курпас.

Алексей Курпас считает, что нельзя не считаться с мнением различных профильных экспертов о влиянии и допусках спецслужб к функциональным настройкам социальных сетей.

«Особенно, если учитывать, что определенные социальные сети могут контролироваться спецслужбами, которые вытаскивают информацию, используют какие-то шпионские функции, в таком случае, такие соцсети действительно превращаются в зависимую от, например, ФСБ структуру. И спецслужбы могут формировать заказы на проведение определенной деятельности в сетях.

Интернет – это всемирная паутина. Закрыть что-то – это открыть лазейки для нового, другого
Олег Сычев

С другой стороны, никто в Москве в 1942 году свободно не продавал и не позволял печатать немецкие издания. Если мы находимся на войне, и у нас нет возможности ограничить шпионское или сепаратистское влияние, то нет другого выбора – такие соцсети нужно закрывать», – отмечает Алексей Курпас.

Запреты в Интернете обойти несложно

По мнению журналиста и руководителя организации «Репортеры за свободу слова» Олега Сычева, данные санкции «абсолютно невозможно» рассматривать в контексте обеспечения национальной безопасности Украины.

«Интернет – это всемирная паутина. Закрыть что-то – это открыть лазейки для нового, другого. Запретить ВКонтакте невозможно – есть множество способов, как зайти, или выйти с сайта. И это право каждого человека. Этими санкциями подрывается главное – основы конституции Украины на свободу и право. Неужели в социальных сетях было что-то запрещенное для миллионов пользователей? Не думаю. Это решение похоже на желание создать новый бизнес – раскрутить какие-то новые социальные сети», – говорит Олег Сычев корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По мнению Олега Сычева, запреты социальных российских сетей – это вершина айсберга, однако необходимо учитывать влияние санкций на деятельность украинской экономики.

«То, что запретили и религиозный канал, и информационное агентство, – это называется, “метла метет”. Но в данной ситуации обидно, что бухгалтерская программа 1С попала в список санкций. 98% украинских юридических лиц используют эту программу. Что им теперь делать? Антивирусные программы Кашперского также запрещены. Удалив эти программы с компьютеров, пользователь будет искать другие. Какие? Их кто-то должен будет придумать», – отмечает Олег Сычов.

Соцсети и спецслужбы

По мнению украинского медиа-эксперта Сергея Рачинского, стоит согласиться с тем, что «спецслужбы активно работают в соцсетях».

«Но это исключительно потому, что нет никаких достоверных инструментов измерения эффективности такой работы. То есть, это просто мечта госслужащего – тратить кучу денег, и не отвечать за результат, потому что во многом результат никто не знает и знать не хочет.

Цель этой деятельности вполне материальная и оффлайновая – получить больше денег. Более того, борьба с этим, то есть с деятельностью вражеских спецслужб в сети – имеет ту же цель», – отметил Сергей Рачинский 17 мая на своей странице в Фейсбуке.

XS
SM
MD
LG