Линки доступности

Кэти Сталлард: «Страсть к военным парадам объединяет Россию, Северную Корею и Китай»


«Танцы на костях: История и власть в Китае, России и Северной Корее» - так называется выпущенная издательством Oxford University Press новая книга Кэти Сталлард (Katie Stallard) - писательницы, журналиста, редактора журнала New Statesman

«Между этими тремя странами - КНДР, Россией и Китаем - есть важные различия, - говорит Кэти Сталлард. - Но что для них общее – так это ядро национальной мифологии: навязчивая идея о том, что страна подверглась нападению, стала жертвой и пострадала».

В своей книге, которую Кэти Сталлард презентовала в центре Вудро Вильсона (Wilson Center) 19 мая, она исследует мифологию Второй мировой войны, сложившуюся в тоталитарных странах: коммунистическом Китае, путинской России и Северной Корее. Мировой порядок, установившийся после 1945 года, подвергается нападкам со стороны автократов и популистских лидеров, находящихся у власти в этих странах. Автор исследует, как лидеры Китая, России и Северной Кореи манипулируют прошлым, чтобы поставить его на службу своему настоящему и обеспечить будущее собственного авторитарного правления.

Легенды и мифы древней Руси, старого Китая или Кореи различны, но современная мифология их тоталитарных режимов словно написана под копирку: «В недавнем прошлом их страны были лишены того, что в более далёком прошлом было их славной и великой историей, - пересказывает стандартный нарратив Кэти Сталлард. – Их сущность подверглась нападению (в прямом и переносном смыслах) со стороны внешних врагов, но затем во всех трех случаях взяла верх с помощью военной силы в лице сильных личностей - национальных вождей. Такая легенда действительно хорошо служит нынешнему тоталитарному руководству, потому что урок, который они хотят, чтобы население извлекло, - состоит в том, что они якобы постоянно сталкиваются с некой внешней угрозой, а вождь-патриот, хочет видеть страну процветающей, безопасной и независимой».

Вопреки мифу об угрозе, жертве и страдании, все три страны в настоящее время напротив сами представляют собой угрозу мировому порядку. Россия аннексировала Крым, развязала войну на востоке Украины. Китай активизировал военные действия вблизи Тайваня и милитаризировал Южно-Китайское море. Северная Корея возобновила ракетные испытания и постоянно произносит угрозы в адрес США и других стран. Но лидеры всех трех стран настаивают на том, что внешний мир угрожает именно их странам, переписывая для этого историю и используя память о войнах прошлого века, дабы манипулировать населением и оправдать агрессивные действия в его глазах.

«Моя книга, - рассказывает Сталлард, - о силе мифа, о том, как его можно использовать в качестве оружия. Миф становится «операционным», материализуется, когда автократ применяет свою версию истории, чтобы оставаться у власти на всю жизнь. Мнения историков, негативные аспекты национальной истории и ужасные злодеяния, которые также имели место - игнорируются и вычеркиваются. И тогда все, что у вас остается - это напыщенная торжествующая официальная версия, которая на самом деле служит только одному человеку».

С момента прихода к власти Владимир Путин возвел память о российской части Второй мировой войны («Великой Отечественной войне») в ранг национальной религии, а Ким Чен Ын - вложил огромные суммы в восстановление военных музеев в своем обедневшем государстве. Тех историков, кто пытается оспаривать официальную версию мифических «28-и панфиловцев» или «александров матросовых» - сажают в тюрьму или выживают из страны, приводит примеры Кэти Сталлард.

Сама идея книги пришла ей в голову, когда она будучи корреспондентом Sky News в Москве впервые увидела военный парад: «Мне казалось, что это грандиозное, очень важное событие… Вся эта экстраординарная хореография предполагала, что это, должно быть, традиция, которая существовала в течение последних 70 лет»…

Но это оказалось не так. Парад на 9 мая, как известно, впервые прошёл лишь в 1965 году. До этого их проводили только по «мирным» поводам: 1 мая в День труда и 7 ноября в честь революции, то есть в день основания государства. Второй парад 9 мая провели в 1970, потом только через 15 лет в 1985…Но затем пошло чаще: 1990, 1995. С 1995 года он стал ежегодным: то есть не при Путине, а еще во время президента Бориса Ельцина – отчасти потому, что с 1991 года парадов на 7 ноября больше не устраивали.

«Мне стало интересно, - продолжает Сталлард, - что же побудило нынешний режим использовать историю Второй мировой войны и вернуть ее к жизни в таком охватывающем всю Россию виде? Что здесь происходит? Что за история стоит за всем этим?»

Сталлард поняла: несмотря на всю гротескность происходящего сегодня, всё это началось не с Путина, Си Цзиньпина и Кима, и на них не закончится. Если мы хотим понять, куда движутся эти три ядерные державы, мы должны понять происхождение легенд, которые они рассказывают своим гражданам о прошлом.

И тут она вспоминает северокорейский миф о Ким Ир Сене. «Он был молодым человеком, настоящим партизаном, воевавшим против японцев. Эта часть была еще правдой. Но затем они взяли эту основу и за десятилетия превратили ее в экстраординарную голливудскую историю, где Ким Ир Сен почти в одиночку освобождает Корейский полуостров от японцев в 1945 году. Подробно описывается, как его партизанский отряд совершает триумфальную атаку… Побежденные японцы бегут, и весь остров вспыхивает чествованием Ким Ир Сена, его чудесного лидерства, которого на самом деле не было. Это очень эффективная история, которая позволила режиму построить свою мифологию вокруг исторической правды», - заключает Сталлард.

«Мифология не обязательно должна быть правдой во всех своих деталях. Но то, что она делает - так это раскрывает большую истину о стране», - продолжает автор книги. Только выглядит она весьма печально: «Всем этим странам нужен призрак. Лишь Китай до недавнего времени мог указать на свой устойчивый экономический рост как на инструмент легитимности режима, и ему для оправдания в меньшей степени требовался миф. Но что ж говорить о Северной Корее, где лидеры опираются исключительно на легенду о том, что все происходящее с их народом случается исключительно из-за враждебной политики внешних врагов и империалистической блокады. Недовольство и гнев по отношению к режиму таким образом удаётся канализировать вовне, на этих самых внешних врагов». Излишне говорить, насколько эффективно такая мифологическая модель работает и в России, для которой «НАТО», «Госдеп», «ЕС» - давно стали экзистенциальными нарицательными угрозами по умолчанию.

«Гораздо проще быть популярным автократом, чем непопулярным и полагаться только на репрессии, - напоминает Кэти Сталлард. - Во всех трех случаях диктаторы прилагают согласованные усилия, чтобы апеллировать к народной поддержке, которая служит для её демонстрации собственной же элите. Это должно укрепить элиты в мысли, что только данный диктатор является лидером, который может наилучшим образом заручиться поддержкой народа, а, следовательно, все, кто извлекает прибыль из этого - зависят от лидера у власти. Элита должна таким образом понять, что её будущее становится небезопасно, как только возникает угроза для лидера. Тем более не должна даже возникать идея о попытках отстранить его от власти и заменить на кого-то другого».

Конечно, физически каждый диктатор не вечен. Считается, что в Северной Корее существует специальный институт, который занимается изучением возможности продления жизни правящего руководителя, однако «любопытно, что во всех трёх странах сложился своеобразный ритуал преемственности, который не кодифицирован и не демократичен, но работает почти в каждом случае», - замечает Кэти Сталлард.

В случае России 1990-х - такой ритуал был нарушен. «Борис Ельцин попытался найти национальную идею для России, но на самом деле пришёл с пустыми руками и стал проводить что-то вроде закрытого конкурса, - считает автор книги. - Зато Путин просто решил, что будет опираться на прошлое, на историю СССР. Он начал заново вводить советские символы и ухватился за историю Великой Отечественной войны, поскольку она известна в России каждому со школы. Но поражает, насколько профиль этой истории изменился за его годы!»

В значительной мере это стало возможным благодаря том, что Путин вновь продлил режим секретности для военных архивов. Это было сделано за два месяца до вторжения в Украину и на этот раз - до 2040 года. «Он опирается на довольно смехотворно искаженную версию военной истории в своей текущей политике», - делает Кэти Сталлард своё саркастическое заключение и завершает цитатой из Джорджа Оруэлла «1984»: «Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое».

XS
SM
MD
LG