Российскую сторону в «Поединке» представляет Федор Лукьянов – главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», член президиума Совета по внешней и оборонной политике, американскую сторону - Дональд Дженсен, аналитик Центра трансатлантических отношений в Школе международных исследований имени Пола Нитце при Университете Джонса Хопкинса.
Взгляд из Москвы:
Слухи, которые всегда неверны
Взгляд из Вашингтона:
Путин раскладывает правительственный пасьянс
Именно поэтому я крайне спокойно отношусь к бесконечным сплетням и спекуляциям о составе нового правительства, которыми полнятся сегодня политические кулуары в Москве. Гадать бессмысленно, ибо мы не знаем критериев, на основании которых формируется кабинет. А утечки невозможны, поскольку, судя по всему, обсуждение ведется в кругу двух человек, а они ничего не «сливают» по определению. Все предположения – не более чем гадание на кофейной гуще, называемое экспертными оценками. Состав правительства будет обнародован сразу после 7 мая, и могу поспорить на что угодно, он будет неожиданным и заставит всю околополитическую тусовку пару недель обсуждать, что бы все это значило.
Чего все-таки можно ожидать? Владимир Путин уже неоднократно публично заявлял, что предстоит масштабное обновление кабинета и вообще управляющих структур. Вероятнее всего, это правда. Будущий президент понимает, что одной из причин массовых протестов в конце 2011 – начале 2012 года была усталость публики от одних и тех же лиц. И коль скоро порадовать общественность свежим лицом на самой главной позиции он не может, значит надо хотя бы обновить прочий видеоряд. Кроме того, Путин, скорее всего, действительно недоволен работой многих министров, он отдает себе отчет в том, что одной стабилизацией, то есть удержанием достигнутого, уже не обойдешься. Так что нужны другие подходы, а для этого – другие люди.
При этом, правда, все знают и другое – Владимир Путин не любит увольнять (пару лет назад он сам написал это в статье для журнала «Русский пионер») и вообще неохотно расстается с проверенными кадрами. Поэтому его любимый прием сродни карусели – соратники передвигаются по кругу между правительством, парламентом и администрацией. В администрации, кстати, можно быть более консервативным, все-таки это довольно закрытый орган, тамошние чиновники не на виду, в отличие от министров, так что туда как раз можно собрать надежных соратников, не опасаясь вызвать раздражение широких масс.
Особенно много слухов вокруг фигура министра обороны Анатолия Сердюкова, которому прочат отставку. Согласно вышеприведенному принципу, это как раз должно служить гарантией его сохранения. Однако по логике переход Сердюкова на другую работу вполне возможен. На протяжении четырех лет министр занимается предельно неблагодарным делом – военной реформой. Сам он непопулярен в армии, что неудивительно – радикальных реформаторов не любит никто, тем более что Сердюков – человек со стороны. К тому же правдоподобны предположения о том, что министр ужасно устал, не мудрено. На следующем этапе предстоит битва за ВПК и за гигантские деньги, обещанные военным. Дело такое сложное и опасное, что нужен человек свежий и азартный, непонятно, в какой степени эти качества сохранились у Сердюкова. О том, займет ли эту позицию недавно ставший вице-премьером Дмитрий Рогозин, остается только гадать, хотя это и бессмысленно.
Пока, кажется, консенсус есть только по одной кандидатуре – все сходятся в том, что министр иностранных дел Сергей Лавров свой пост сохранит. Сопоставимого по опыту и умению профессионала сейчас нет. Виртуозная сирийская партия, разыгранная Лавром лично и сделавшая Россию центральным игроком, казалось бы, безнадежно проигранной игры, только подтвердила это. При этом Лавров как настоящий карьерный дипломат весьма гибок по сути курса – готов подстроиться под любые указания руководства страны. Менять такого специалиста только ради смены – просто глупо. Так что у Хиллари Клинтон останется прежний собеседник.
Путин раскладывает правительственный пасьянс
Владимир Путин, объявляя в сентябре прошлого года о намерении поменяться постами с Медведевым, рассчитывал, что его возвращение к власти пройдет гладко, однако на фоне политических волнений последних месяцев процесс обновления состава правительства представляется особенно сложным. Массовые протесты против коррупции, закрытости и нелегитимности системы, а также снижение популярности самого Путина, ставят премьера и президента в положение, при котором их решения относительно нового кабинета будут иметь особо важное значение.
Согласно сообщениям некоторых СМИ, новый состав правительства будет объявлен еще до инаугурации Путина, которая состоится 7 мая. Предполагается, что Путин хочет распределить обязанности в кабинете прежде, чем передаст пост премьер-министра экс-президенту Дмитрию Медведеву.
Есть информация, что двое политиков расходятся во мнениях относительно некоторых ключевых назначений. Путин ратует за стабильность, тогда как Медведев поговаривает о «новой молодой команде» – теоретически Медведев вправе отвергнуть неугодную ему кандидатуру, но это может разрушить сложившуюся систему, и последнее слово все равно останется за Путиным.
Похоже, тандем по настоянию Медведева, принял решение не включать в новый состав правительства бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Медведев также возражает против кандидатуры нынешнего вице-премьера Игоря Сечина. Неясной остается судьба вице-премьера Игоря Шувалова, отвечающего за инвестиции, экономику и финансы, и обвиненного недавно во взяточничестве. Впрочем, скорее всего Шувалов свой пост сохранит, как и министр иностранных дел Сергей Лавров.
Министерство обороны опровергает сообщения о возможной отставке министра Анатолия Сердюкова. Своими попытками реформировать вооруженные силы Сердюков нажил много врагов в рядах военного руководства, а предложенная им система госснабжения вызвала критику со стороны и Медведева, и Путина.
Дмитрий Рогозин, ныне отвечающий за оборонную промышленность, пытавшийся наладить отношения между оборонным сектором и военными, нередко упоминал о возможном смещении Сердюкова. Впрочем, Путин, пока, по видимости, с Сердюковым расстаться не готов.
Торги вокруг состава правительства составляют лишь малую часть проводимой в попытке усмирить оппозицию кампании по перераспределению ролей на политической сцене. В рамках этой кампании предполагается, в частности, сменить слабых губернаторов, неспособных обеспечить партии власти победу на региональных выборах.
Так, назначение бывшего главы МЧС Сергея Шойгу губернатором Московской области поможет взять под контроль ситуацию в наиболее враждебном к нынешним властям районе. Ходят слухи, что в Кремле также подумывают заменить надоевших общественности лидеров марионеточной оппозиции – Сергея Миронова и Геннадия Зюганова – более привлекательными фигурами. Некоторые эксперты предсказывают, что на такое назначение может претендовать бизнесмен Михаил Прохоров, продемонстрировавший неплохие результаты на мартовских президентских выборах.
Все это свидетельствует о том, что, несмотря на мнимую гибкость и готовность реагировать на общественные запросы, власти вовсе не намерены делать политическую систему более открытой. И хотя судьба верного Кремлю главы Министерства внутренних дел Рашида Нургалиева пока остается неизвестной, в «Независимой газете» появились тревожные сообщения о том, что Путин планирует создать на базе МВД и других подразделений Национальную гвардию численностью до 400 тыс человек. Это формирование, подчиняющееся напрямую президенту, будет призвано защищать страну от внутренних угроз, одну из которых, с точки зрения действующего режима, без сомнения, представляют дальнейшие поползновения оппозиции.