Линки доступности

Cаммит Россия-НАТО. Быть или не быть?


Россия очень серьезно относится к предложению провести саммит Россия-НАТО в Лиссабоне в ноябре этого года. Так явствует из интервью министра иностранных дел России Сергея Лаврова, опубликованного сегодня в «Российской газете».

Напомним, что идея проведения саммита исходит от генерального секретаря НАТО Андерса Расмуссена, который заручился поддержкой всех двадцати восьми стран-членов блока. Президент России Дмитрий Медведев пока официально не высказался по данному поводу. Если саммит состоится, то станет первой встречей подобного рода после событий августа 2008-го года в Южной Осетии.

Сергей Лавров в интервью подчеркнул, российская сторона никогда не уходила от любых форм работы в Совете Россия-НАТО. «Особенность нынешней ситуации состоит в том, что НАТО готовится к своему саммиту в Лиссабоне, на котором будет обсуждаться новая стратегическая концепция альянса. И именно в привязке к нему предлагается провести Совет Россия-НАТО на высшем уровне», – добавил он.

Сергей Лавров напомнил, что на неформальной встрече министров иностранных дел Россия-НАТО в Нью-Йорке, Москва обозначила свое стремление лучше понять, куда будет выруливать эта стратегическая концепция, как в ней будет определено отношение к России и отношение НАТО к международному праву. «Ведь раздаются голоса, о том, что НАТО должен прописать в новой концепции свое право применять силу в любом регионе мира, если альянс сочтет, что оттуда проистекает угроза. Причем применять силу, не обращаясь в Совет Безопасности ООН. А это будет противоречить Уставу Организации Объединенных Наций, принципу верховенства права в мировых делах. Поэтому мы хотим понять, в каком контексте будет проходить встреча в верхах самого альянса», – подчеркнул министр.

Таким образом, вопрос быть или не быть саммиту, повис в воздухе.

Версии и оценки

На взгляд главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, реальность его проведения все же довольно высока. По мнению Лукьянова, Россия очень активно продвигает свое видение евроатлантической безопасности, и он предполагает, что президент Дмитрий Медведев заинтересован, чтобы еще раз изложить на форуме российскую позицию.

«Даже два года назад, когда отношения на международной арене были весьма наряженными, президент Путин все-таки счел необходимым поехать на саммит НАТО и изложить свои взгляды. Сейчас отношения совсем не конфронтационные. К тому же Россия постоянно говорит, что без ее участия строительство прочной системы безопасности в Европе невозможно», – замечает Федор Лукьянов. Поэтому, по его мнению, было бы странно не использовать предоставляемую трибуну.

Федор Лукьянов отмечает, что на саммите НАТО предполагается принятие стратегической доктрины, но пока не очень понятно, что она будет собой представлять. «Как бы то ни было, Россия всегда говорила, что эта доктрина должна учитывать ее интересы, и отчасти НАТО на это реагирует. Во время подготовки доктрины впервые “группа мудрецов” НАТО посетила Москву и проводила здесь переговоры», – аргументирует он. С его точки зрения саммит, скорее всего, состоится, но вряд ли приведет к каким-то революционным прорывам.

Директору политических программ Международного центра за справедливую политику Сергею Зацепилову кажется, что позиция России в этом вопросе пока еще не до конца определена. Он усматривает некоторые различия в подходе, который прозвучал во время визита министра обороны Анатолия Сердюкова в США, и в позиции, высказанной министром иностранных дел Лавровым во время встречи Россия-НАТО в рамках Генеральной Ассамблее ООН.

«Сердюков заявлял о трехстороннем уровне взаимодействия по разработке действий относительно ПРО – согласованию позиций Министерств обороны, генеральных штабов и экспертов, то есть о стремлении обсуждать в практическом плане: что подходит, что не походит. Лавров заявил, что этот вопрос, в сущности, является камнем преткновения. По его мнению, сначала нужно разработать концепцию угроз, а потом уже говорить о том, какая система ПРО должна этим угрозам противостоять», – считает Зацепилов.

Лично ему позиция МИДа представляется в достаточной степени бюрократической и отвечающей известной формуле: «если хочешь похоронить вопрос, то создай комиссию». Обсуждать гипотетические угрозы – процесс неблагодарный, с точки зрения Зацепилова. Поэтому он думает, что говорить об участии или неучастии России в саммите пока рано.

Условия России

Заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Дмитрий Суслов называет вероятность проведения саммита не столь очевидной. Хотя, ему кажется, что проведение его параллельно с саммитом НАТО было бы крайне желательно с точки зрения устранения российско-американских и российско-НАТОвских трений по проблематике европейской безопасности.

Дмитрий Суслов предполагает, что основным вопросом для обсуждения на саммите должна стать перспектива участия России в общей системе противоракетной обороны, о создании которой говорят США и североатлантический альянс. А главный камень преткновения, по его мнению, в том, что Россия еще не определилась, насколько она хочет участвовать в этой системе.

«Тут есть свои плюсы и минусы. И пока Россия увязывает свое участие в саммите с перспективой поддержки или, наоборот, неподдержки НАТО инициативы Медведева о заключении нового договора по европейской безопасности. В случае, если эту инициативу поддержат, то Медведев поедет в Лиссабон», – рассуждает Дмитрий Суслов.

Ему такая позиция видится не особенно гибкой. «Если России не удастся принять участие в создании совместной с США системы противоракетной обороны, то неизбежно та система ПРО, которая уже выстраивается США, рано или поздно будет восприниматься Россией как военная угроза. Это окажет на ситуацию в области европейской безопасности крайне негативное воздействие», – резюмирует он.

Новости России читайте здесь

XS
SM
MD
LG