Линки доступности

«Марш миллионов»: разброс в оценках


«Марш миллионов». Москва, Россия. 15 сентября 2012 года
«Марш миллионов». Москва, Россия. 15 сентября 2012 года

Мнения об эффективности прошедшей 15 сентября акции оппозиции разделились

15 сентября в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Саратове и многих других российских городах состоялась масштабная оппозиционная акция. Активисты из различных политический партий и движений прошли маршем от Пушкинской площади до проспекта Академика Сахарова, причем первые ряды шествия выстроились «клином», тем самым намекая на недавний «орнитологический» проект с участием Владимира Путина. После шествия, как сообщает USA Today, организаторы акции устроили митинг, в ходе которого со сцены прозвучали выступления Сергея Удальцова, Алексея Навального, Бориса Немцова, Дмитрия Быкова и многих других активистов.

Некоторые комментаторы обращают внимание на то, что сентябрьский «Марш миллионов» стал самым малочисленным из всех прошедших акций: по данным из различных источников, количество участников протеста составило от 15 до 150 тысяч – последняя оценка была дана после митинга одним из его организаторов Сергеем Удальцовым.

Член федерального политсовета движения «Солидарность» Роман Доброхотов с оценкой количества участников акции Удальцова не согласился: в комментарии Русской службе «Голоса Америки» он заявил, что, по его подсчетам, количество собравшихся на проспекте Академика Сахарова составило не более 50 тысяч человек. Тем не менее, Роман Доброхотов не согласен с оценкой последнего «Марша» как самого малочисленного: по его словам, «в июне и после президентских выборов народу было еще меньше». При этом он считает, что проблема «Маршей» заключается не столько в количестве их участников, сколько в том, что «верхушка оппозиции теряет связь с толпой». «Люди не хотят больше слушать речи, ведь они сами не хуже выступающих знают, что происходит и что нужно делать», – пояснил он. По словам Доброхотова, у организаторов «Марша» было бы больше шансов на успех, если бы в качестве выступающих они привлекали «людей из толпы, а не политоту» – как он назвал традиционных ораторов от оппозиции.

Активист также предложил свой «рецепт» возвращения системной оппозиции былой популярности: по его словам, организаторам протестов следует «возвратиться в ту ситуацию, которая была в начале, когда лидеров выбирали из числа рассерженных горожан». Оппозиционер также заявил, что возлагает надежды на выборы в Координационный совет оппозиции, которые должны пройти 21 и 22 октября. «Если проводить их честно, то станет понятно, что в народе куда популярнее Собчак, Быков, Парфенов и Акунин, чем Сергей Удальцов, хотя в КС, разумеется, выберут именно его», – добавил Доброхотов.

Член движения «Солидарность» также добавил, что время для состоявшегося 15 сентября «Марша» было, по его мнению, выбрано неудачно: протестные митинги должны проходить или до, или во время выборов. «Есть еще "египетский сценарий": это когда толпы людей выходят на площади и не уходят оттуда в течение нескольких дней, однако убедить людей сделать это намного сложнее, чем организовать шествие», – пояснил эксперт. По его словам, российскую оппозицию «спасет только одно – поиск новых форм протестов». «Я не без гордости скажу, что принимал участие в организации "Большого белого круга" (состоявшаяся 26 февраля акция, когда активисты образовали круг, выстроившись по диаметру Садового кольца – Е.К.), и тогда все действительно загорелись этим. Вот так и следует действовать», – пояснил Доброхотов.

Политолог Глеб Павловский не разделяет оптимизма Романа Доброхотова по поводу грядущих выборов в КС оппозиции. «Я вот не думаю, что эти выборы оппозиции что-то изменят. Был лозунг (на "Марше миллионов" – Е.К.) "Вы нас просто не представляете", мне кажется, что он очень про лидеров протеста. Люди готовы принимать в день митинга этот выбор, но они не готовы идти за ними. Несмотря на прозрачность и технологичность, нет коммуникации между народом и так называемыми лидерами. Народ не слышит того, что ему интересно. Неинтересно постоянно выходить в защиту политзаключенных. Это правильно – защищать их, понимая, что ты как бы защищаешь самого себя, тех из нас, кого арестовали, но это не может быть вечной основной повесткой», – заявил эксперт. Он также добавил, что главной проблемой оппозиции на данный момент «являются лозунги», так как «например, обсуждение хозяйственных проблем будет неинтересно той самой молодежи, которая и выходит на улицы, и почти очевидно, что никакой Координационный совет этой проблемы не решит».
Заместитель председателя Общественного совета по работе с блогосферой президиума Генсовета «Единой России» Владимир Бурматов разделяет скептические оценки последнего «Маршем». «Это был холостой выстрел, – пояснил он в беседе с корреспондентом "Голоса Америки". – Все те, кто представляет хоть какой-то реальный авторитет – Борис Акунин, например – отказались от участия в этом митинге, причем заранее. Неплохой иллюстрацией к нынешнему состоянию оппозиции был и состав участников "Марша": его же целиком захватили левые и националисты, от которых звучали совсем уж невероятные предложения – например, вешать либералов». По словам члена партии власти, состав участников акции протеста также однозначно свидетельствовал о том, что большую часть собравшихся «составили не случайные, а организованные участники, члены сетевых организаций». Политик также привел собственные данные о числе участников на митинге: по его мнению, их количество не превышало 15 тысяч во время шествия и пяти – на самом митинге.

Бурматов также высказался по поводу лозунгов и главной повестки акции. «Протестовать люди начинают по двум причинам: либо из-за тяжелой экономической ситуации, либо из-за нереализованных политических требований. Первая причина отпадает, так как подобные проблемы наблюдаются далеко не в каждой области, а туда, где они есть, власти направляют своих антикризисников. Вторая причина звучит малоубедительно, так как выборы уже закончились, и оппозиционеры сами не знают, чего хотят», – заявил Бурматов. Он также назвал три главные, по его мнению, тенденции дальнейшего развития оппозиционного движения – это атомизация – когда «партии все больше дробятся, они уже не могут договориться», маргинализация – «к протестным акциям присоединяется все больше случайных людей», и «выхолащивание повестки дня».

Между тем еще один участник «Марша миллионов» – политик Геннадий Гудков, наотрез отказался признавать акцию неудачей. «Сегодня кремлевские политологи и заказные журналисты, как заклинание, повторяют слова о провале "Марша миллионов", о спаде протестного движения, о якобы отсутствии у оппозиции повестки дня и прочие ложные домыслы – по указанию "сверху". "Марш миллионов", прошедший 15 сентября, является огромным успехом гражданского общества, – заявил он в интервью «Росбалту». — Подобные разговоры и «чуровская» арифметика, применяемая МВД по оценке численности, не выдерживают никакой критики». «Требования участников протестного движения абсолютно понятны и близки каждому честному человеку. Это – перевыборы в Государственную Думу, роспуск ЦИК, допускающей чудовищные фальсификации волеизъявления российских граждан, взятие курса на политические реформы, результатом которых должны стать: формирование независимого суда, подконтрольной исполнительной власти, эффективного парламента, и наличие реальной политической конкуренции. Власть умышленно пытается ввести в заблуждение граждан, говоря об отсутствии данной повестки, четко изложенной и в резолюциях Оргкомитета, и в выступлениях лидеров оппозиции», – считает Гудков.

Политик также заявил, что он оптимистически настроен по поводу будущих протестных митингов, один из которых, по словам Сергея Удальцова, должен состояться 20 октября. «Митинги и шествия будут продолжаться. Протестное движение уже не раз пытались похоронить, радостно заявляя о том, что оно пошло на спад после митингов 5 и 10 марта. Но мы видим, что в его ряды встают все новые и новые люди, – отметил Гудков. – Ближайший "Марш миллионов" будет еще более массовым и эффективным».
XS
SM
MD
LG