Линки доступности

Кремль возобновляет расследование дел убитых журналистов


Джоэл Саймон
Джоэл Саймон

Эксклюзивное интервью с исполнительным директором Комитета по защите прав журналистов CPJ Джоэлом Саймоном

Американский Комитет по защите прав журналистов (CPJ) и Следственный Комитет России объявили в четверг в Москве о возобновлении расследования по делам 19 убитых журналистов. Директор CPJ Джоэл Саймон (Joel Simon) ответил на вопросы Русской службы «Голоса Америки».

Фатима Тлисова: О чем вы говорили в ходе встреч с властями в Москве?

Джоэл Саймон: Мы представили информацию по 19 делам, пять из которых были уже закрыты как нераскрываемые, несколько были переданы в суд, но судебное расследование по ним не приводило ни к каким результатам. По двум делам мы говорили в деталях.

Ф.Т.: Это не первый ваш визит в Москву и не первая попытка призвать российское правительство расследовать эти дела. Что изменилось?

Дж.С.: Изменения огромные. Мы прошли путь от полного игнорирования наших обращений и запросов до личной встречи с руководителем Следственного комитета Александром Быстрыкиным и с представителями Верховного суда. Несомненно, произошло изменение позиции. Я думаю, что российское правительство осознало, что многочисленные безнаказанные убийства журналистов нанесли значительный урон международной репутации страны. И они поняли, что это не та проблема, решение которой можно затягивать.

Ф.Т.: Насколько вы оптимистичны по поводу этих перемен, и что вы ожидаете от расследования?

Дж.С.: Во-первых, это очень важный шаг, потому что в России уровень справедливости в судах очень низкий, существует практически полная безнаказанность. Для расследования этих дел им предстоит провести огромную работу, не только найти исполнителей, но и установить – кто был мозговым центром всех этих убийств. Они не смогут раскрыть эти дела, если на то не будет политической воли и заинтересованности на высоком уровне.

Ф.Т.: После убийства Натальи Эстемировой ООН обратилась к российским властям с просьбой об участии в расследовании международной следственной группы, и получила отказ. Вы обсуждали возможность участия других стран в расследованиях убийств журналистов?

Дж.С.: Мы не обсуждали возможности международного расследования этих дел. Мы говорили о сотрудничестве российского следствия с правоохранительными структурами других стран, потому что в некоторых случаях подозреваемые скрываются за пределами России, и Следственный комитет добивается их экстрадиции.

Ф.Т.: Вы были довольно критичны по отношению к российским властям. Изменится ли теперь ваша позиция? Есть ли договоренности с российскими властями о том, как вы будете отслеживать результаты расследования?

Дж.С.: Мы заключили соглашение, мы пришли к взаимопониманию, что линия связи должна оставаться открытой. Мы чувствуем, что удалось достигнуть высокого уровня взаимного доверия. Но это не значит, что мы станем менее критичными и объективными. Мы будем продолжать говорить то, что говорили всегда: правительство обязано добиваться справедливости в этих делах, наказать виновных и обезопасить от возможных попыток политического контроля над расследованием. Я думаю, что власти в России пришли к пониманию того, что у нас нет никаких политических целей. Наша задача – добиться того, чтобы пресса могла свободно и безопасно работать в любой стране. Мы, конечно же, продолжим следить внимательно за ходом расследования.

Ф.Т.: Планируете ли вы еще встречи с официальными лицами в Москве?

Дж.С.: Официальная часть нашего визита закончилась. Мы планируем провести еще несколько встреч на неофициальном уровне. Один из самых трогательных моментов, конечно, когда мы навестили журналиста Михаила Бекетова в больнице, где он находится уже два года после жестого избиения. Он потерял способность говорить, потерял одну ногу и пальцы на руке – его будущее представляется довольно трудным. Встреча была очень эмоциональной для нас, но и для Михаила, конечно – все его лицо выражало огромную радость от встречи с нами, от ощущения того, что он не забыт. Мы уверены, что в дальнейшем будем делать все возможное, чтобы он получал квалифицированную медицинскую помощь.

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG