Линки доступности

Итоги визита Путина в Японию: экономика прежде всего


Владимир Путин и Синдзо Абэ
Владимир Путин и Синдзо Абэ

Прогресса в заключении мирного договора между Россией и Японией достичь не удалось

МОСКВА – Российский президент Владимир Путин по итогам двухдневного визита в Японию был расположен к принимавшему его премьеру Синдзо Абэ явно как к другу: в начале совместной пресс-конференции в пятницу президент России поблагодарил хозяина встречи, перейдя на «ты»: «Я, Синдзо, благодарен тебе за приглашение посетить твою малую родину (город Нагато)».

Более того, Владимир Путин в ходе этой пресс-конференции один раз явно пришел на выручку своему японскому другу: как бы отвечая критикам действий Абэ по сближению с Россией в самой Японии, Путин заявил, что серьезное увеличение экономического сотрудничества, на которое пошел Токио, для России не главное: «Если кто-то считает, что мы заинтересованы исключительно в налаживании экономических связей, а мирный договор откладываем на второй план, – это не так. На мой взгляд, самым главным является заключение мирного договора, потому что это создаст нам условия для долгосрочного взаимодействия в исторической перспективе, на среднюю и долгосрочную перспективу».

В ходе визита Путина в Японию было подписано несколько десятков соглашений и протоколов между представителями государственных и частных компаний обеих стран, и упоминание об экономических связях было вполне объяснимым.

Тем не менее, для большинства наблюдателей было очевидно, что стороны в этот раз, как и во время предыдущих переговоров лидеров России и Японии, никак не сблизили свои позиции по вопросу заключения мирного договора и решению давнего территориального спора между двумя странами.

Разочарование после саммита

После совместной пресс-конференции, на которой Абэ и Путин крайне осторожно говорили о перспективах решения этих проблем, японские медиа стали транслировать разочарование по поводу того, то ни до чего конкретного договориться не удалось.

Государственная японская телерадиокомпания NHK в своих новостях цитирует Кимио Ваки, руководителя группы бывших японских жителей четырех спорных островов Курильской гряды, который, беседуя с журналистами 16 декабря в городе Нэмуро, заявил, что он разочарован отсутствием прогресса в решении территориального спора. По словам Кимио Ваки, он надеялся, что переговоры приведут к подвижкам в решении территориального вопроса, но в заявлении Синдзо Абэ после саммита не содержалось конкретного графика каких-либо шагов.

Англоязычное японское издание Japan Times в статье о результатах саммита пишет, что «переговоры между Абэ и Путиным не закончились ничьей - Абэ не набрал никаких ощутимых очков в матче «дипломатического дзюдо» за суверенитет четырех спорных островов к северу от Хоккайдо, и лидеры только договорились начать переговоры о проведении совместной хозяйственной деятельности на них».

«Ясные результаты появились в совместных экономических проектах, которые не были на самом деле ничем новым» - констатирует издание.

Японские медиа также сообщают о разочарованной реакции руководства правящей Либерально-демократической партии Японии, которое надеялось на более ясные результаты в сфере заключения мирного договора с Россией.

Валерий Кистанов: экономические договоренности – это успех Москвы

Эксперты в Москве еще до саммита говорили в интервью Русской службе «Голоса Америки», что во время визита Владимира Путина в Японию никакого продвижения вперед в территориальном вопросе не будет.

Руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, подводя итоги поездки российского лидера, рассказывает, что Путину в Токио удалось добиться ощутимого преимущества: «Никаких прорывных решений по мирному договору и быть не могло, это понятно, а вот большой пакет экономических документов, хотя его надо внимательно исследовать – это успех. Еще успех, и, как я считаю, настоящий прорыв – это то, что президенту России этим визитом удалось прорвать экономическую блокаду, которая была объявлена по сути «Большой семеркой». Японские медиа говорят об этом в открытую, что Абэ не стал прислушиваться к критике из Вашингтона, и сначала съездил в мае в Сочи, а потом и принял у себя Путина».

То, что премьер Японии пошел на такой шаг, Валерий Кистанов объясняет амбициозным желанием Синдзо Абэ решить территориальную проблему с Россией в течение того времени, пока он у власти: «Пакет, который предложил Абэ, должен, видимо, по мнению японских аналитиков, решить территориальную проблему, и расчет Абэ строится на том, что в условиях тяжелого экономического положения в России, когда падают цены на нефть, а Москва обложена санкциями, Путин по достоинству оценит протянутую ему руку помощи и пойдет на уступки в территориальном вопросе».

«Также японский премьер обеспокоен сближением России и Китая в экономике и военной сфере, и его задача с помощью сближения с Путиным оттащить Россию от Китая» - считает эксперт.

Михаил Крутихин: экономические проекты России и Японии разнятся по своей нужности и выполнимости

Эксперт по энергетике и нефтегазовому рынку, партнер аналитической компании «Rusenergy» Михаил Крутихин рассказывает, что Москве и Токио действительно на этот раз удалось договориться о серьезном экономическом сотрудничестве.

По словам аналитика, внимания заслуживает договоренность о взаимопонимании между Японской национальной корпорацией по нефти, газу и металлам JOGMEC и Иркутской нефтяной компанией: «Тут уже есть опыт очень хорошего сотрудничества, потому что эти две компании уже когда-то сформировали два совместных предприятия. Они сделали пару хороших открытий в Восточной Сибири. Когда их совместные проекты показали свою рентабельность, JOGMEC уступила большую часть своей доли японским другим компаниям. Это нормальная стратегия у японцев: они сначала запускают на неизвестные проекты свою госкомпанию, та проверяет, все ли тут в порядке, и можно ли работать тут с выгодой, а после этого уступает часть своей доли, оставляя себе 5-10% для контроля».

Однако есть и документы, которые, как считает Михаил Крутихин, вызывают сомнения и требуют объяснений: «Что касается, например, соглашения о работе «Роснефти» с консорциумом японских компаний на шельфе, то нужно посмотреть конкретно, на каких участках это будет проходить, поскольку «Роснефть» на шельфе Охотского моря работала с норвежской компанией «Statoil», но большого успеха они не добились».

Совместный российско-японский проект строительства нефтехимического комбината на Дальнем Востоке тоже ставится экспертом под сомнение: «Первое - для него нет сырья. Нефть там рядом не добывается, нужно эту нефть гнать по маршруту «Восточная Сибирь - Тихий океан», а там труба полностью забита контрактами с Китаем и поставками сырой нефти через порт Козьмино на Дальнем Востоке. Откуда брать сырье для большого нефтехимического комбината - остается большой загадкой. Второе — по ассортименту продукции, которую должен был бы выпускать этот комбинат, становится видно, что она не конкурентоспособна с продукцией, которую делают сами японцы, китайцы, корейцы, вплоть до Индии».

В целом, Михаил Крутихин оценивает отдельные из заключенных в ходе визита Путина в Токио соглашений и меморандумов как выполнимые - особенно с учетом того, что японский государственный инвестиционный банк JBIC решил вместе с представителями России организовать специальный фонд размером около миллиарда долларов США, а некоторые проекты финансировать напрямую.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG