Линки доступности

СМИ в России: «инструменты ненависти» или источник информации?


В рейтинге свободы прессы РФ заняла 148 место из 180

МОСКВА – Россия осталась на 148-м (из 180-ти) месте в рейтинге свободы прессы международной правозащитной организации «Репортеры без границ», составленном по итогам минувшего года. При этом Норвегия потеснила с первого места Финляндию. В четверку лучших также вошли Швеция и Нидерланды, США опустились на две позиции, заняв 45-ю строчку, а замыкает список, по обыкновению, Северная Корея.

США оказались в одной компании с такими странами, как Белиз, Италия, Румыния и Южная Корея. Россия уступает Камбодже (142-е место), Венесуэле (143-е), Мексике (147-е), но стоит выше, чем Демократическая Республика Конго (154-е) и Китай (176-е), опередив также ряд стран из числа бывших республик Советского Союза: Таджикистан – 149-е, Беларусь – 155-е, Казахстан – 158-е, Азербайджан – 163-е, Туркменистан – 178-е и Узбекистан – 165-е. Россия, вместе с тем, оказалась позади Молдовы – 81-е место, Кыргызстана – 98-е, и Украины – 101-е.

Кроме того, в документе подчеркивается, что власти России продолжают наращивать усилия по распространению пропаганды с помощью вещания телеканала RT и агентства Sputnik.

Йоханн Бир (Johann Bier), глава отдела Восточной Европы и Средней Азии «Репортеров без границ», так прокомментировал Русской службе «Голоса Америки» выводы экспертов:

«Мы заметили, что показатели свободы слова в Восточной Европе снизились, особенно – в России. Эти показатели достигли рекордного снижения за период с момента распада Советского Союза. Это все, конечно же, нас волнует, учитывая огромное влияние, которое Россия имеет на соседние страны. Россия, а также Турция, являются негативными примерами в регионе».

Вместе с тем, отметил Йохан Бир, итоги 2018 г. в этой сфере говорят и о другой тревожной тенденции:

«Наш рейтинг показал, что свобода слова находится под угрозой не только в авторитарных странах, но и в устоявшихся демократиях, где популистские лидеры все чаще критикуют журналистов. Как, например, президент Трамп называет журналистов "врагами народа", президент Индии также угрожает журналистам, в Европе – в Чехии, например – та же самая ситуация. Линия, которая разделяет вербальные оскорбления от физических, размывается. Ситуация еще более ухудшилась после убийства двух журналистов в странах Европейского союза: на Мальте и в Словакии, что демонстрирует, насколько напряжённая сложилась ситуация для журналистов, которые проводят свои расследования».

Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев главной причиной низкого места РФ в мировом рейтинге свободы прессы назвал высокий уровень подконтрольности российских медиа государству.

Уничтожена практически вся крупная негосударственная пресса, которая имела альтернативную или плюралистическую точку зрения на события. Журналистов продолжают убивать
Игорь Яковенко

«Основным минусом, который есть сегодня у российских средств массовой информации, является то, что больше 80% СМИ или принадлежат государству, или же они живут и берут деньги у государства или аффилированных с ним структур», – цитирует Гусева Интерфакс.

По его мнению, это снижает уровень доверия к российской прессе и журналистике.

Руководитель фонда «Общественная экспертиза», в прошлом генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко считает, что рейтинги, которые составляются на основе экспертных опросов, это – «некая коллективная субъективность». Однако, как ему представляется, через нее, вне всякого сомнения, проступает объективная картина.

«Трудно не согласиться с тем, что в России уровень свободы слова неизмеримо ниже, чем в подавляющем большинстве стран с развитыми демократиями и несколько выше, чем, допустим, в Северной Корее и Китае, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Поэтому оценки «Репортеров без границ», безусловно, справедливы».

На взгляд Игоря Яковенко, основная проблема российских СМИ – это цензура: «Она сейчас в стране тотальная. Налицо попытки уничтожения интернета, правда, пока не слишком успешные. Тем не менее, заблокировано большинство реально оппозиционных ресурсов – «ЕЖ», Грани.ру, Каспаров.ру. Уничтожена практически вся крупная негосударственная пресса, которая имела альтернативную или плюралистическую точку зрения на события. Журналистов продолжают убивать».

По данным эксперта, за период правления Путина было убито 144 журналиста. Также он назвал неоспоримым фактом то, что российские телеканалы превратились в «инструменты ненависти».

Свобода слова, как любая гражданская свобода – это процесс, который требует повседневной борьбы
Надежда Ажгихина

«СМИ в России представляют скорее угрозу обществу, чем являются источником информации», – резюмировал журналист.

В свою очередь, вице-президент Европейской федерации журналистов Надежда Ажгихина полагает, что низкий уровень свободы СМИ в стране объясняется не только высокой степенью контроля государства над медиа.

«Да, контроль этот, конечно, стал сейчас еще более строгим, давление усиливается, – заметила она в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Но на это накладывается еще и неготовность российского профессионального сообщества работников СМИ предлагать альтернативу и защищать ее. Свобода слова, как любая гражданская свобода – это процесс, который требует повседневной борьбы. Однако, среди журналистов в целом утвердились апатия и нежелание тратить силы на консолидацию для защиты интересов корпорации. Особенно это характерно для молодого поколения, которое вообще не верит в возможность объединения даже с близкими по духу людьми».

Надежда Ажгихина призналась, что это обстоятельство ее тревожит больше, чем действия властей, в том числе и непродуманные.

«Отсутствие консолидации особенно наглядно проявилось во время конфликта журналистов и Госдумы по поводу обвинений депутата Слуцкого в сексуальных домогательствах по отношению к представителям СМИ, – продолжила она. – Это постыдный момент. В стенах парламента журналисток открыто называли обслуживающим персоналом и чуть ли не девочками по вызову. Уверена, что, если бы большинство изданий выступило тогда единым фронтом и потребовало бы уважать права журналистов, кампания имела бы успех, пусть и чисто символический»,

Свобода наступает только тогда, когда люди проявляют свою личную заинтересованность в ней, заключила вице-президент Европейской федерации журналистов.

XS
SM
MD
LG