Линки доступности

«За основного»: чиновники и медиа сделали Владимира Путина суперкандидатом


По мнению экспертов, мобилизационная риторика и информационный перекос в пользу правящего лидера были главными рычагами административного ресурса

Кандидаты на выборах президента России, намеченных на будущее воскресенье, ругаются и поливают друг друга водой в теледебатах, совершают дальние предвыборные турне и участвуют в общественно значимых судебных процессах, интригуют избирателя неожиданными заявлениями или многозначительным молчанием – все, кроме одного.

Президент России Владимир Путин, традиционно не участвующий в телевизионных спорах со своими конкурентами, все равно появляется на федеральных каналах России гораздо чаще, чем все остальные претенденты на президентское кресло, и он - уж точно единственный из восьми кандидатов, о ком в новостях говорят только в положительном ключе.

В избирательном бюллетене Владимир Путин также стоит особняком – его имя напечатано в самом центре листа, отделенное как бы полями от всех остальных, и соперники президента России уже высказали свое недовольство тем, что документ как бы намекает: один из кандидатов «равнее» остальных.

Целая серия фильмом о президенте и с президентом – «Миропорядок» Владимира Соловьева, а также два «Путина», Оливера Стоуна и Андрея Кондрашова, заполнила российские телеэфиры и соцсети, при том, что ничего подобного государственными телеканалами про других кандидатов показано не было.

Однако российские чиновники и руководители бюджетных организаций, видимо, считают, что этого подчеркивания обособленности президента-кандидата явно недостаточно.

Мэр Москвы Сергей Собянин написал в своем блоге длинное объяснение того, почему он лично будет голосовать за Путина, тесно увязав это голосование с необходимостью показать на выборах высокую явку. По мнению многих юристов, Собянин прямо нарушил российский закон о выборах президента, запрещающий муниципальным чиновникам агитировать за какого-либо кандидата, но в Центризбиркоме России публикацию московского мэра противозаконной не сочли.

Студенты Московского физико-технического института в социальных сетях обсуждали информацию о том, что руководство института пытается отправить студентов, желающих голосовать не «за основного кандидата», совершать свое волеизъявление не в институте, а ближе к дому – учебное заведение, по словам учащихся, не хочет портить отчетность и боится санкций сверху на «неправильное голосование» в своих стенах.

Учителей в школах, по сообщениям в соцсетях, также вынуждают голосовать за Владимира Путина - в самих школах и под контролем. Журнал «Столичное образование» опубликовал в Фейсбуке рассказ о том, что директор одной из московских школ «приглашает сотрудников по одному к себе в кабинет и настоятельно советует учителям как работникам бюджетной сферы голосовать за Путина».

Мария Липман: Путин – суперкандидат, которого должно избрать супербольшинство

Главный редактор журнала «Контрапункт» Мария Липман в комментарии для «Голоса Америки» напоминает, что на предыдущих выборах, в которых Путин либо участвовал сам, либо делился своим административным ресурсом с Дмитрием Медведевым, тоже происходило его обособление: «Представление о том, что Путин – это лидер вне конкуренции, создавалось с самого начала его президентства. Такое представление о Путине сложилось и поддерживается. Даже в 2008 году, если бы Путин предпочел не следовать Конституции, а оставаться ценой разнообразных ухищрений на следующий срок, это было бы абсолютно как должное воспринято большинством населения. И тогда же было ясно, что кого бы Путин ни рекомендовал своим согражданам в качестве преемника, этот человек будет принят нацией, его поддержат и за него проголосуют просто потому, что это путинская рекомендация».

«Эксперты иногда употребляют термин «супербольшинство» как принцип политического устройства России, в которой государственное управление, власть сконцентрированы фактически у одного человека, и этого человека зовут Владимир Путин. И этот человек должен быть вне конкуренции, и он должен быть не одним из кандидатов, а «суперкандидатом», он должен быть избран «супербольшинством», демонстрировать такое огромное превосходство, чтобы ни у кого не возникало ни малейшего сомнения, что это и есть правильное устройство для России», - говорит Мария Липман.

При этом, как отмечает главный редактор «Контрапункта», способ внедрения восприятия Путина как лидера вне конкуренции за последнее время изменился: «Если в 2008 году легитимация достигалась за счет роста доходов - цены на нефть росли, экономический рост в России был вполне серьезный – очень существенно сократилось количество бедных в России, то теперь это способ легитимации через «осажденную крепость».

«Это усугубляется на наших глазах в последнее время чуть ли не каждый день какими-то новыми выступлениями Путина» - продолжает Мария Липман. «Это другой способ легитимации, он появился в 2012 году, когда было не так очевидно, что Путин имеет колоссальное преимущество, его рейтинг одобрения упал где-то до 60 с чем-то процентов, и нужно было легитимацию восстанавливать - мы помним, какими протестами сопровождалось возвращение Путина обратно в Кремль на президентскую должность».

Эксперт говорит о парадоксе в восприятии Владимира Путина электоратом, в результате которого лидер приобретает уникальную роль: «Граждане воспринимают Путина как командира осажденной крепости, лояльность по отношению к которому – это вопрос безопасности и даже национальной идентичности. Но при этом люди, позитивно воспринимающие демонстрацию военной силы, как во время его послания к парламенту, все-таки дорожат стабильностью. И это тоже важная часть поддержки Путина – ощущение, что перемены только ухудшат положение дел, и никто так не защитит, как Путин».

Григорий Мельконьянц: Образ Владимира Путина как лидера формируется федеральными медиа

Сопредседатель движения в защиту избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц в интервью Русской службе «Голоса Америки» описывает тактику вытаптывания любой политической конкуренции как еще один способ оставления Владимира Путина в качестве единственного выбора: «Альтернативным силам, предлагающим другие подходы к развитию страны, невозможно пробиться на федеральное телевидение, вести свою агитационную кампанию, работать с населением. Как только политик набирает какие-то очки, его сразу заставляют общаться с судами и правоохранительными органами, и все прелести такого давления он испытывает на себе. Поэтому вырасти к этим выборам какой-то новый кандидат смог, таких ресурсов, как у действующего президента, ни у кого нет, и получить эти ресурсы никто не дал».

Григорий Мельконьянц напоминает о непреодолимых сложностях, созданных для оппозиционера Алексея Навального: «Он целый год привлекал волонтеров, создал штабы, начал набирать очки, а сейчас мы видим, как с ним поступили. Другие все на это смотрят и понимают: если они переусердствуют, если посягнут на пьедестал, на котором находится лидер кампании, то будут проблемы. Поэтому остальные кандидаты безопасны».

«Образ Владимира Путина как лидера кампании четко формируется федеральными медиа, потом это подхватывают региональные, и этот образ – максимально позитивный, наш медиа-мониторинг не зафиксировал ни одного негативного упоминания Путина, хотя находящегося столько лет у власти лидера уж точно есть за что покритиковать. Вся эта кампания выглядит так: есть великан, а против него – политические карлики, которые могут набрать какие-то проценты, но даже и для этих процентов они не особо стараются», - описывает образ российской президентской гонки Григорий Мельконьянц.

Специалист по наблюдению за выборами отмечает, что борьба за явку, особенно сильно развернутая государством на этих выборах, «является прикрытием для злоупотреблений и административного ресурса, воздействующего на зависимых избирателей, будь то бюджетники или кто-то еще: им говорят, что они обязательно должны отзвонить и отчитаться о том, что проголосовали, что является прямым нарушением закона о выборах президента – согласно его первой статье, участие в выборах является добровольным».

При этом, как рассказывает Григорий Мельконьянц, серьезные ограничения наложены на независимое наблюдение: «Не дали аккредитацию нашему медиа, «Молнии», для направления наших волонтеров на участки в качестве общественных наблюдателей. То же самое произошло с наблюдателями от Навального. Только что две наши партнерские организации - European Platform for Democratic Elections из Германии и International Elections Study Center из Литвы – признали «нежелательными» в России».

Лилия Шибанова: успехи президента Путина подчеркиваются каждой телепередачей

Бывший руководитель «Голоса», член Совета по правам человека при президенте России Лилия Шибанова в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» подтверждает, что «в большей степени, чем на прошлых кампаниях, или вообще фактически вся кампания Путина ведется не кандидатом, а средствами массовой информации за него».

«Сам кандидат выступает исключительно в роли президента, и было лишь несколько эфиров о том, что он встречался со своим штабом, это было связано со сбором подписей, плюс, по-моему, одна встреча с доверенными лицами. Все остальное – это не кандидат, а президент Путин. Кампания остальных же кандидатов ведется как бы ими между собой» -

«СМИ тут работают в роли политтехнологов: они дают комментарии в отношении этих кандидатов, имеющие вполне определенную направленность. С очень негативными комментариями показывается кандидат от Компартии России Павел Грудинин, менее негативно – Григорий Явлинский, это все заметно по эфирам. Успехи же президента Путина подчеркиваются каждой телепередачей», - говорит Лилия Шибанова.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG