Линки доступности

Внесудебные политические репрессии в России: набор методов


Политические преследования активистов стали неотъемлемой частью российского общественного ландшафта, говорится в докладе правозащитников

МОСКВА - Очередной доклад о политических репрессиях в России обнародован независимым правозащитным проектом ОВД-Инфо. В документе собраны данные о периоде с 2011-го по 2014-й год, он посвящен внесудебным преследованиям – широкому набору практик, призванных воспрепятствовать политической или общественной деятельности людей без заведения на них уголовных или административных дел.

ОВД-Инфо - независимый правозащитный медиа-проект, в фокусе внимания которого находится государственное давление на активистов и государственные институты, позволяющие это давление осуществлять: полиция, судебная и пенитенциарная системы. Проект возник в декабре 2011 года как реакция на массовые задержания на протестных акциях в Москве. Опыт работы ОВД-Инфо, занимавшихся мониторингом арестов людей во время таких акций показал, что «отделить политические репрессии от системы государственного насилия в целом практически невозможно».

Авторы доклада разделили применяемые в стране практики на «криминальные» и «ведомственные».

«Криминальные практики – это противозаконные способы препятствования деятельности активистов: угрозы, уничтожение собственности, нападения, убийства, – поясняют они. – Ведомственные — это использование в тех же целях полномочий правоохранительных органов и чиновников. Например, угрозы отнять детей со стороны опеки, высылка неугодных иностранцев с помощью ФМС и ФСБ, давление на бизнес, увольнения и так далее».

Подобная классификация, по мнению авторов исследования, позволяет говорить о том, что внесудебные преследования в России состоят в основном из нападений разной степени жестокости, а также «поджогов и уничтожения имущества, “профилактических бесед”, сопряженных с давлением, угроз, увольнений, атак на бизнес, давления с использованием СМИ, лишения вида на жительство» и тому подобное вплоть «до специфических предвыборных махинаций».

Все перечисленные виды преследований разбираются в докладе на конкретных примерах. Так, воронежской правозащитнице Наталье Звягиной на дверь квартиры вешали флаг США и измазывали вход фекалиями. Особое место в публикации уделено убийствам журналистов и нападению на них.

Как представляется авторам, само наличие и распространенность в обществе представлений о том, что угрозы, избиения и прочие выявленные случаи внесудебных преследований связаны с властью, говорит о власти и политической культуре не меньше, чем достоверно установленные случаи уголовных и административных политических репрессий.

«На основе проведенного анализа можно взять на себя риск утверждать, что внесудебные политические преследования активистов – неотъемлемая составляющая российского политического ландшафта», – резюмируется в докладе.

Русская служба «Голоса Америки» попросила прокомментировать документ члена правления общества «Мемориал», лауреата премии «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова Олега Орлова.

«Бесспорно, что преследования по политическим мотивам в самых разных формах стали в России неотъемлемой частью общественного ландшафта, – заметил он. – Преследуют и просто активистов, и видных деятелей оппозиции, фальсифицируются уголовные дела, используется репрессивное, по сути дела, антиэкстремисткое законодательство и так далее, и так далее. К сожалению, это наши реалии».

По его оценке, несмотря на хорошо отлаженный механизм политических репрессий, в России время от времени появляются некие новации: «Вообще у нас набор соответствующих инструментов давления существовал всегда, в том числе и до второго пришествия Путина на престол. Но с его приходом к власти в начале 2012 года репрессии ужесточились, стали изощреннее. Появляются все новые формы и методологии политических преследований».

На взгляд Орлова, появление доклада весьма своевременно, однако правозащитник затруднился сказать, читают ли подобные тексты в российских властных структурах.

«Они им направляются, а вот, читают их, допустим, в Кремле или нет, кто же это знает? Думаю, на их позицию такого рода доклады никак не повлияют. Они сознательно избрали свой путь», – подчеркнул Орлов.

С его точки зрения, доклад скорее может повлиять на общество: «Это дает понимание людям, в какой стране мы живем. Вот через общество на ситуацию как-то повлиять возможно».

XS
SM
MD
LG