Линки доступности

Россия и Грузия возобновили сухопутное сообщение


С 1 марта 2010 г. между Россией и Грузией опять стало возможным автомобильное сообщение. С открытием пограничного контрольно-пропускного пункта «Казбеги-Верхний Ларс» возобновил работу единственный сухопутный транспортный коридор между странами, разорвавшими дипломатические отношения после военного столкновения в Южной Осетии.

КПП «Казбеги-Верхний Ларс» на североосетинском участке российско-грузинской границы открылся сегодня после более чем трехлетнего перерыва. Его закрыли на фоне ухудшающихся отношений между двумя странами в июле 2006 года по решению российской стороны. Официально закрытие обосновывалось тогда необходимостью ремонта и модернизации пункта и всей инфраструктуры. С тех пор Грузия, при содействии США, привела свою часть КПП в соответствие с международными стандартами. Несмотря на напряженность в двусторонних отношениях, вызванную военным конфликтом августа 2008 г., в декабре прошлого года при посредничестве Швейцарии Россия и Грузия все же договорились о возобновлении работы КПП с 1 марта 2010 г.

Вопреки ожиданиям российских и грузинских жителей приграничных районов, для которых закрытие пункта было тяжелейшей проблемой, облегченный режим пересечения границы для них пока не предусмотрен. Как и остальным гражданам двух стран, им потребуется оформление виз через соответствующие секции посольства Швейцарии, представляющей интересы России и Грузии. Также, поскольку «Казбеги - Верхний Ларс» является автомобильным пропускным пунктом, пешеходное пересечение границы через него запрещено.

«Долгожданным событием» назвал открытие КПП первый заместитель комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, депутат ГД от «Единой России» Константин Затулин. Вместе с тем, отмечая, что определенная нормализация отношений между Россией и Грузией допустима и даже «в порядке вещей», Затулин сказал: «Я не предвижу каких-то других, далеко идущих вещей, связанных с возвращением к дружеским, партнерским отношениям между Россией и Грузией до тех пор, пока в Грузии правит Михаил Саакашвили, а может, не только до этого периода... Для российского руководства Саакашвили остается “нерукопожатным”. Все это возможно лишь при преемниках Саакашвили».

Бывший посол Грузии в США Тедо Джапаридзе считает открытие КПП положительным фактом, свершившимся на фоне очень тяжелого состояния российско-грузинских отношений. Джапаридзе полагает, что, помимо очевидных удобств, связанных с открытием пропускного пункта, это событие важно «в эмоциональном плане». «В контексте тех событий, которые имели место во время войны, открытие этого пограничного пункта – событие техническое, но, тем не менее, в наших отношениях, которые ниже нуля, такое событие является значительным. Первым шагом, будем надеяться!» – отметил Джапаридзе. Считая невозможными контакты между Россией и Грузией на высшем политическом уровне, он надеется на возобновление диалога по всем каналам неформального общения, будь то встречи экспертов, ученых, или так называемая «народная дипломатия».

Накануне открытия КПП, президент Грузии Михаил Саакашвили дал интервью российскому журналу «Коммерсант-Власть», в котором выразил надежду, что Россия откажется от конфронтации с Грузией, после того, как в России произойдут либеральные реформы. Нынешнюю политику российских властей, построенную на продаже энергоресурсов, Саакашвили назвал «недолгосрочной». Интервью грузинского лидера недвусмысленно указывает на то, что ожидать улучшения отношений между странами в ближайшем будущем не приходится. Эксперты, по просьбе «Голоса Америки» оценивающие сегодняшнее событие, так же, как политики и дипломаты, не склонны видеть в нем многообещающих перспектив.

«Я вижу в этом стремление улучшить имидж России в Грузии, потому что сейчас этот имидж очень плохой... Это такой сигнал, что Россия готова учитывать интересы грузинских граждан. Но я сомневаюсь, что это приведет к сколько-нибудь серьезному изменению отношения к России в Грузии в связи с тем, что Россия признает независимость и Абхазии, и Южной Осетии, а для большинства грузинского населения это все еще актуальный, болезненный и очень тяжелый вопрос» – отметил Алексей Макаркин, первый вице-президент независимого фонда «Центр политических технологий».

В несомненном выигрыше после открытия КПП оказывается Армения, так как для Еревана жизненно важен свободный транзит грузов и товаров через российско-грузинскую границу.

Алексей Малашенко, старший научный сотрудник Центра Карнеги в Москве, не считает возобновление сухопутного сообщения каким-то важным прорывом: «Это тот самый шажок в позитивном направлении... Это признание того, что есть некая данность. И, несмотря на политические выпады, несмотря на то, что Грузия не будет признавать самопровозглашенные республики, это согласие на то, что с Россией придется взаимодействовать помимо этих проблем непризнанных территорий».

Пока же, за первые несколько часов работы пересечь границу между Грузией и Россией ни с той, ни с другой стороны не нашлось ни одного желающего. Наблюдатели, впрочем, считают это вполне нормальным. В дальнейшем же поток машин на границе будет увеличиваться.

XS
SM
MD
LG